взыскание недополученной суммы пенсии



Копия к делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01.11.2010 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи – ПоплавкоТ. А.,

при секретаре Скнарь А.В.

с участием представителя истца Волкова Л.Н.– по доверенности Ильина В.А.

представителя Военного комиссариата Республики Адыгея – по доверенности Быканова С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Волкова Льва Николаевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы пенсии.

У С Т А Н О В И Л:

Волков Л.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея, о взыскании суммы задолженности по пенсии.

В обоснование своего иска указал, что был уволен из Вооруженных Сил в 1972 году с должности «командира отдельного батальона» боевого обеспечения ракетной дивизии при выслуге более 30 лет в календарном исчислении. Исчисление пенсии производилось с 19.12.1972г. из должностного оклада 160 руб.. С введением в действие с 01.01.1991 г. Закона СССР от 28.04.1990 г. № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» исчисление пенсии производилось из должностного оклада в 210 руб., а с 01.01.1992 г. - 1168 руб., при надлежащим 1187,50 руб.. Ежемесячная недоплата составила 17,75 руб. (ДО 1187,50 +ВЗ 304,00=1491,50*30%=447,45+149,50=1938,95*70%=1357,27-1339,52)на протяжении 7 месяцев. В соответствии с Законом РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 « Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» государственные пенсии подлежат индексации. Указом Президента РФ от 16.07.1992 г. № 781 пересчет пенсий с 01.08.1992 г. устанавливается одновременно с увеличением денежного содержания военнослужащих соответствующих категорий, исходя из его среднего значения. Его должность относится к «типовой». На 01.08.1992г. работниками военного комиссариата РА ему была установлена пенсия из должностного оклада 4180 руб., при надлежащем 4455 руб. ( ср. 4320-4590) в размере 6078 руб., тогда как необходимо было начислить 6329,05 руб. Недоплата составила 251,05 руб.( 6329,05-6078) ежемесячно на протяжении 3-х месяцев. Постановление Правительства РФ от 14.10.1992г. № 783 устанавливается увеличение окладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992г. в 1,5 раза, тогда как работниками Военного комиссариата на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза и составила 7901,40 руб., при надлежащем 9493,58 руб. Недоплата составляла 1592,18 руб. в течении 2-х месяцев. Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993г. № 65 устанавливаются новые размеры окладов по типовым должностям с 01.01.1993г., с предоставлением права МО РФ применительно к ним, устанавливать оклады и по остальным должностям. В применении к этому приказу указывается, что тарифные разряды определяются исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с 01.02.1992 г. ( с учетом увеличения их с 01 июня и с 1 ноября 1992г.). В его случае работниками военного комиссариата РА проигнорировано данное постановление, так как на 01.01.1993г. размер пенсии составил 15802,80 руб., при надлежащем 21105,00 руб., в связи с чем образовалась задолженность за январь 1993г. в размере 5302,20 руб. Выплата пенсии с 01.02.1993г. по 28.02.1998г. исчислялась из должностного оклада по 0710 тарифному разряду, при надлежащем 1005. Несоответствие по исчислению пенсии из неправомерно заниженного должностного оклада происходило до 01.03.1998г.-времени увеличения должностного оклада на 25%. Таким образом недоплата пенсии за данный период составила 17172, 72руб. Просит взыскать с Военного комиссариата РА в его пользу недоначисленную за период с 01.01.1992г. по 28.02.1998г. сумму пенсии с индексацией ее за период с 01.06.2010г. в размере 32061 руб.19 коп и 610 руб. возмещение судебных издержек.

В ходе судебного заседания представитель истца уточнил исковые требования, и просил взыскать с Военного комиссариата РА в пользу Волкова Л.Н. сумму пенсии с индексацией ее за период с 01.06.2010г. в размере 35261,54 руб. в связи с разницей в выплате между 18 и 15 тарифным разрядом, тогда как ими произведен расчет между 18 и 16 тарифными разрядом.

Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца, просил отказать за необоснованностью, указав, что никакой задолженности у ответчика перед истцом не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Волкова Л.Н. подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено произвести перерасчет пенсий, ранее назначенных уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным Законом.

Статьей 49 п. «б» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсии, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел. Ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На основании п. 2 этой же статьи Закона порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 устанавливается: производить периодический перерасчет пенсий при увеличении денежного содержания военнослужащих с 01.08.1992 г. ис­ходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих.

Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г №783 устанавливается увеличение ок­ладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992 г. в 1,5 раза.

Из представленных истцом уточненных расчётов видно, что недоплата пенсии с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года, составила с учётом индексации 2769,38 руб., которые суд считает необходимым взыскать с ответчика.

Из пенсионного дела видно, что ответчиком на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза, а для перерасчёта пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены только с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами.

По этому основанию согласно представленных расчетов подлежит возмещению за январь 1993г. сумма в размере 6525,98 руб.

Кроме того, рассматривая требования истца о взыскании задолженности с ответчика в пользу истца из-за занижения тарифного разряда при расчете пенсии суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 установлены новые размеры должностных окладов по «типовым» должностям с 01.01.1993г. с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады по остальным должностям.

В соответствии с данным постановлением должностной оклад командира батальона с 01.01.93г. составлял 18.500-19500 руб.

Приказом № 020 Министра обороны РФ от 27.01.93г., командиру батальона устанавливался 10 тарифный разряд.

В связи с тем, что военным пенсионерам вилочные оклады не устанавливались, а устанавливались конкретные размеры должностных окладов, Военный комиссариат обязан был произвести перерасчет пенсии с 01.02.93г. в соответствии с указанием главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25.02.93г. № 180/13/1-91.

В соответствии с примечанием № 4 в порядке определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленными с 01.07.2002 г., « Для занимавших до 1991г. должности командира батальона и им равные по тарификации» - 19000 руб., что соответствует среднему значению 10 тарифного разряда и код должности 0910. Однако истцу установлен должностной оклад, равный 18000 руб. и код должности 0710- что соответствовало 7 максимальному тарифному разряду. Нарушения прав истца продолжались до 01 03.98г.

Из личного дела истца видно, что ему производился расчет пенсии в соответствии с 15 тарифным разрядом, тогда как должен был производится в соответствии с 18 тарифным разрядом.

Представителем истца и ответчика представлены расчеты, которые проверены в ходе судебного заседания.

При разрешении требований об удовлетворении иска о взыскании задолженности за указанный период времени суд исходит из ныне действующего порядка исчисления задолженности для военных пенсионеров, в связи с чем принимает во внимание расчет представленный представителем ответчика.

Соответственно 01.02.1993 года по 28.02.1998 года задолженность составляет 25966.48 руб., исходя из разницы между 18 и 15 тарифными разрядами (18 тарифному разряду установленному с 01.07.2002 г., соответствовал 10 тарифный разряд установленный с 01.01.93 г., а 15 тарифному разряду установленному с 01.07.2002 г., соответствовал 7 тарифный разряд установленный с 01.01.93 г. )

Данный способ подсчета задолженности разработан компетентными финансовыми органами военного управления, для использования и применения при расчете и выплате задолженности в отношении специальной категории лиц – военных пенсионеров. Кроме того, применяемый судом в данном случае способ подсчета образовавшейся задолженности соответствует и способу указанному в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.), согласно которому, при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц.

Способ подсчета установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года разработан с учетом компенсации ущерба и в частности потерь от инфляционных процессов, так как основан на выплате исходя из окладов денежного довольствия на день перерасчета задолженности, ввиду чего данный способ является верным и поэтому применяется судом при удовлетворении иска.

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким – либо сроком.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца по всем трем вышеуказанным основаниям за период с 01.01.1992г. по 28.02.1998г. сумма пенсии с индексацией в размере 35261 руб.54 коп.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с чем, требование истца о возмещении ему расходов в возмещение судебных расходов в размере 610 руб. так же обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волкова Льва Николаевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии- удовлетворить

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Волкова Льва Николаевича сумму пенсии за период с 01.01.1992г. по 28.02.1998г. с ее индексацией в размере 35261 руб.54 коп.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Волкова Льва Николаевича понесенные по делу судебные расходы в размере 610 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий - подпись - Т. А. Поплавко

Копия верна:

Судья Т.А. Поплавко