взыскание суммы пенсии



к делу №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«01» ноября 2010 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе

председательствующего судьи Куадже Т. А.,

при секретаре Кваш А. А.,

с участием представителя истца – Ильина В.И. (по доверенности),

представителя Военного комиссариата Республики Адыгея – Быканова С.Д. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Селиверстова Владимира Ивановича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Селиверстов В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии. В обоснование своего иска указал, что был уволен из Вооруженных Сил в 1976 году с должности начальника первого отделения-заместителя Кущевского районного военного комиссара. С введением в действие с 01.01.1991 г. Закона СССР от 28.04.1990 г. № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» исчисление его пенсии производилось из должностного оклада в 145 руб., а с 01.01.1992 г. - 1078 руб., при надлежащем 1092,50 руб. затем был установлен. Кроме того задолженность так же образовалась за весь период 1992 года и за январь 1993 года, а так же с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года. Так задолженность по пенсии за период с 1.01.1992 года по 30.06.2002 года всего составляет 61623,22 руб., которые он просил взыскать в его пользу, а так же взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея судебные расходы в размере 340 руб.

В ходе судебного заседания представитель истца настаивал на удовлетворении иска.

Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца, просил отказать за необоснованностью, указав, что никакой задолженности у ответчика перед истцом не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Селиверстова В.И. подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено произвести перерасчет пенсий, ранее назначенных уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным Законом.

Статьей 49 п. «б» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсии, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел. Ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На основании п. 2 этой же статьи Закона порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» был определен порядок пересмотра пенсий. Согласно п.п. «б» п. 14 названного постановления, ранее назначенные пенсии указанной категории пенсионеров пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 Постановления, суммы увеличения денежного довольствия, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Согласно пенсионному делу истцу должностной оклад из которого исчислялась пенсия составлял с 1.06.1992 года 3720 руб., тогда как на 01.06.1992г. приказом МО РФ №010 размер должностного оклада «заместителя командира роты» составлял 3915 (среднее значение 3780 - 4050) руб.

Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 устанавливается: производить периодический перерасчет пенсий при увеличении денежного содержания военнослужащих с 01.08.1992 г. ис­ходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих.

Из представленных истцом и ответчиком расчетов видно, что за период с 01.01.1992 года по 01.12.1992 года недоплата с учетом индексации, согласно справки Федеральной службы государственной статистики по РА составила 3283,61 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.

Кроме того исковые требования истца о взыскании задолженности по выплате пенсии за январь 1993 года так же подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 установлены новые размеры должностных окладов по «типовым» должностям с 01.01.1993 г. с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады по остальным должностям.

Из пенсионного дела видно, что к истцу для перерасчёта пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены только с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами ввиду чего образовалась недоплата в размере 7231,40 руб. с учетом индексации по настоящее время.

Исходя из положений ст.15 ГК РФ, суд считает возможным для определения размера задолженности по пенсии за период с 01.01.1993 г. исчислять её исходя из действующих составляющих пенсии, а не из действовавших ранее, но с применением коэффициентов индексации. Из такого же принципа определен и порядок подсчета задолженности для военных пенсионеров, установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года. Согласно этому порядку сопоставляются размеры пенсии, исчисляемой из уточненного должностного оклада, установленного по состоянию на день ее перерасчета, и пенсии исчисленной исходя из прежнего должностного оклада, повышенного (проиндексированного) по состоянию на этот день.

Далее Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 года № 462 с 01 июля 2002 года предусматривались новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям. В соответствии с чем, 3 тарифный разряд, установленный ранее истцу, соответствовал с 01.07.2002 года 11 тарифному разряду.

На основании Приказа Министра Обороны РФ №020 должностной оклад истца, из которого производилось исчисление пенсии должен был соответствовать 6 тарифному разряду (ныне 14), а из пенсионного дела видно, что ему был установлен 3 (ныне 11) тарифный разряд.

Из табличных данных Военного комиссариата представленных в дело видно, что динамика изменения должностных окладов офицерского состава за период с 01.10.1946 года по 01.10.2003 года применительно к среднему значению должностного оклада заместителя командира роты и указывает на должностной оклад 145 руб., что соответствует должностному окладу истца на день его увольнения, из этого следует, что должность истца, равна по тарификации должности командира роты и тарифицируется с 1.01.1993 года 6 тарифным разрядом (ныне 14).

Соответственно размер должностного оклада истца должен был быть определен исходя из 14 тарифного разряда.

Представителем истца представлены расчеты, которые проверены в ходе судебного заседания.

При разрешении требований об удовлетворении иска о взыскании задолженности за указанный период времени суд принимает за основу расчеты истца и исходит из ныне действующего порядка исчисления задолженности для военных пенсионеров.

Соответственно с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года задолженность составляет 51108,21 руб. исходя из разницы между 11 и 14 тарифными разрядами.

Данный способ подсчета задолженности разработан компетентными финансовыми органами военного управления, для использования и применения при расчете и выплате задолженности в отношении специальной категории лиц – военных пенсионеров. Кроме того, применяемый судом в данном случае способ подсчета образовавшейся задолженности соответствует и способу указанному в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.), согласно которому, при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц.

Способ подсчета, установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года разработан с учетом компенсации ущерба и в частности потерь от инфляционных процессов, так как основан на выплате исходя из окладов денежного довольствия на день перерасчета задолженности, ввиду чего данный способ является верным и поэтому применяется судом при удовлетворении иска.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца по всем трем вышеуказанным основаниям всего по периодам сумма в размере 61623,22 руб.

Согласно части 2 статьи 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» сумма пенсии неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В указанной статье Закона речь идет об ответственности органа, назначающего или выплачивающего пенсию, когда по его вине пенсионер был лишен своего права на получение определенной суммы пенсии. В данном случае истец своевременно обратился за начислением пенсии, которая должна быть начислена ему в полном объеме, однако пенсия неправильно назначена по вине органа назначающего пенсию. Поскольку размер пенсии определен неправильно, вследствие чего истец лишился права на пенсионное обеспечение в установленном законом размере, то суд при рассмотрении спора руководствуется ст.58 Закона.

В своих требованиях истец просил так же взыскать с ответчика понесенные им по делу судебные расходы в размере 340 руб. за оформление и нотариальное удостоверение доверенности представителю на участие в деле (имеется в деле с указанием стоимости оформления и услуг, а так же справка нотариуса).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Соответственно судебные расходы подлежащие возмещению истцу с ответчика составляют 340 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Селиверстова Владимира Ивановича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии, удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Селиверстова Владимира Ивановича задолженность за период с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года в размере 3283,61 руб., за январь 1993 года в размере 7231,40 руб. и с 01.02.1993 года в размере 51108,21 руб.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Селиверстова Владимира Ивановича судебные расходы в размере 340 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Т.А. Куадже