о взыскании неосновательного обогащения



Копия к делу №-2472/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 13 » ноября 2010 года <адрес>

Майкопский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,

при секретаре Карагезьян Е.А.,

с участием прокурора Казачек А.Г.,

представителя Министерства культуры РА Чембохова А.Х.,

представителя ответчика Калабиева С.А. по доверенности Гидзевой М.С.,

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Прокурора г. Майкопа в интересах Республики Адыгея к Министерству культуры Республики Адыгея и Калабиеву Схатбию Аминовичу при третьих лицах, Калабиевой Аминет Джанчериевне, Калабиеве Рамазане Схатбиевиче, Калабиевой Рамите Схатбиевне и Комиссии по опеке и попечительству при Администрации МО «Город Майкоп», о признании незаконным в части приказа о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья и взыскании стоимости неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Майкопа в интересах Республики Адыгея обратился в суд с иском к Министерству культуры Республики Адыгея и Калабиеву С.А. о признании незаконным приказа о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья и взыскании стоимости неосновательного обогащения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки по факту получения Калабиевым С.А. социальной выплаты на приобретение жилья установлено, что Калабиев С.А. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на жилищный учет в Администрации МО «Город Майкоп», составом семьи 4 человека, для получения социальной выплаты на приобретение жилья по условиям муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 г.г.» в рамках Федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. получил свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы на сумму 454 608 руб. и ДД.ММ.ГГГГ приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списка молодых семей и списка участников подпрограммы в Администрации МО «Город Майкоп» на основании п.п.4 п.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с получением бюджетных средств для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. продал принадлежащую ему квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, то есть совершил действия, повлекшие намеренное ухудшение своих жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Министром культуры РА издан приказ №-п «Об утверждении Положения и состава Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления работникам государственных учреждений РА, подведомственных Министерству культуры РА, единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в 2009 г.». ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. подал заявление в комиссию о предоставлении ему единовременной выплаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом Министра культуры РА, являющегося председателем комиссии, ответчик Калабиев С.А. получил субсидию на приобретение жилья в сумме 840 000 руб. Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет, со дня совершения указанных намеренных действий. Это же положение ЖК РФ закреплено в п.7 Указа Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим РА единовременной выплаты на приобретение жилого помещения». К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи. Таким образом, приказ Министра культуры РА, председателя комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О предоставлении единовременной выплаты работникам государственных учреждений культуры и искусства РА на улучшение жилищных условий и приобретение жилого помещения в 2009 г.», в части предоставления единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и приобретение жилого помещения Калабиеву С.А. – является незаконным, так как Калабиев С.А., не имея на то законных оснований, получил субсидию в сумме 840 000 руб. Получение ответчиком Калабиевым С.А. единовременной выплаты на приобретения жилья повторно не подпадает под перечень оснований, предусмотренных ст.1102 ГК РФ. Просил признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ Министра культуры РА, являющегося председателем комиссии по рассмотрению вопросов предоставления работникам государственных учреждений РА, подведомственных Министерству культуры РА, единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в 2009 г., в части предоставления Калабиеву С.А. единовременной выплаты на приобретение жилья; взыскать с Калабиева С.А. в казну Республики Адыгея сумму неосновательного обогащения в размере 840 000 руб.

Представитель третьего лица на стороне истца, Комиссии по опеке и попечительству при Администрации МО «Город Майкоп», в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель ответчика, Министерства культуры РА, Чембохов А.Х. иск не признал. В обоснование своих возражений пояснил, что оспариваемый прокурором приказ Министра культуры РА от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Калабиева С.А. был принят в строгом соответствии с постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ №. Калабиев С.А. составом семьи 4 человека отвечал всем необходимым требованиям, предъявляемым названным постановлением к лицам, имеющим право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, и представил все документы в соответствии с перечнем. Указ Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ №, на который ссылается прокурор, к данным правоотношениям не применим, так как артисты балета не являются государственными служащими. Статья 53 Жилищного кодекса РФ к Калабиеву С.А. также не применима, так как в орган местного самоуправления повторно за постановкой на жилищный учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма ответчик не обращался, а был поставлен на учет для получения единовременной выплаты в органе государственной власти РА по другой социальной программе. Таким образом, иск прокурора г. Майкопа является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Калабиева С.А. по доверенности Гидзева М.С. иск не признала. В обоснование своих возражений пояснила, что ответчик не нарушал требований жилищного законодательства, подал заявление о предоставлении ему единовременной выплаты на приобретение жилья на законных основаниях. Все требования по предоставлению полного пакета документов для дальнейшей постановки на учет, с целью получения единовременной выплаты, которые регламентированы постановлением Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком были соблюдены, и поэтому он был на законных основаниях поставлен на учет для получения единовременной выплаты. Кроме того, на ответчика как на артиста ансамбля не распространяется ФЗ «О государственной службе». Все денежные средства, а также дополнительные средства семьи были потрачены ответчиком на приобретение жилого помещения, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик не мог намеренно ухудшить свои жилищные условия для неосновательного получения единовременной выплаты на приобретение жилья, так как первое жилое помещение было им продано в январе 2009 г., а соответствующая социальная программа была принята Кабинетом Министров РА только ДД.ММ.ГГГГ, о чем Калабиев С.А. в январе 2009 г. не знал и не мог знать заранее. Просила в иске отказать.

Третье лицо на стороне ответчиков Калабиева А.Д. от своего имени и как законный представитель несовершеннолетних детей Калабиева Р.С. и Калабиевой Р.С. в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причины неявки суду не предоставила, не просила рассмотреть дело в её отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных третьих лиц.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик Калабиев С.А. составом семьи 4 человека был поставлен на жилищный учет в Администрации МО «Город Майкоп» для получения социальной выплаты на приобретение жилья по условиям муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006–2010 годы» в рамках федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

30.06 2008 г. ответчик Калабиев С.А. получил свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на сумму 454 608 руб. и ДД.ММ.ГГГГ приобрел на себя и членов своей семьи в равных долях жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списка молодых семей и списка участников подпрограммы в Администрации МО «Город Майкоп» на основании п.п.4 п.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, в связи с получением бюджетных средств для приобретения жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. с согласия органа опеки и попечительства продал принадлежавшую ему и членам его семьи квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления социальных выплат на приобретения жилья, строительства, а также для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.

Согласно п.8 указанных Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье один раз.

Таким образом, данное положение устанавливает лишь то, что ответчик Калабиев С.А. имел право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках данной целевой программы «Обеспечение молодых семей жильем» один раз, что не лишало его возможности участвовать в иных программах с целью улучшения жилищных условий.

Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № в целях улучшения жилищных условий отдельных категорий работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РА, утвержден Порядок предоставления отдельным категориям работников вышеназванных бюджетных организаций единовременной выплаты для приобретения жилого помещения в 2009 году.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры РА был издан приказ №-п «Об утверждении Положения и состава Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления работникам государственных учреждений <адрес>, подведомственных Министерству культуры РА, единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в 2009 году».

ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. подал заявление в Комиссию о предоставлении ему единовременной выплаты на приобретение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия включила ответчика Калабиева С.А. в реестр получателей единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в 2009 году, что подтверждается соответствующим протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был издан приказ Министра культуры РА №-п от ДД.ММ.ГГГГ, который в части, касающейся Калабиева С.А., оспаривается прокурором г. Майкопа в рамках настоящего дела.

В соответствии с вышеназванным приказом ответчику Калабиеву С.А. была предоставлена единовременная выплата в размере 840000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Калабиев С.А. по договору купли-продажи приобрел в собственность жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Весна», ул. 2 проезд, <адрес>, общей площадью 88,5 кв. м, за 1400000 руб.

Вышеназванным Порядком предоставления отдельным категориям работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РА, единовременной выплаты для приобретения жилого помещения в 2009 году, закреплен широкий перечень оснований для её предоставления, в том числе для лиц, проживающих в малосемейных общежитиях и общежитиях, к которым на момент постановки на учет относилась и семья Калабиева С.А.

В приложении к постановлению Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ установлен четкий перечень документов, необходимых для постановки на учет.

Судом установлено, что Калабиевым С.А. были сданы все необходимые документы, предусмотренные перечнем, подлинность которых была проверена Комиссией.

Согласно Положению о Комиссии по рассмотрению вопросов по предоставлению работникам государственных учреждений РА, подведомственных Министерству культуры РА, при принятии решения о предоставлении выплаты учитывается стаж работы в бюджетной сфере, справка, содержащая информацию, что работник не получал единовременных выплат по прежней работе, опыт и возраст, наличие семьи, признание в данной сфере деятельности.

В Положении об утверждении Комиссии по рассмотрению вопросов по предоставлению работкам единовременной выплаты четко указаны категории работников, имеющих право на получение выплаты, а именно: работники культуры, искусства, кинематографии и образования, художники и иные деятели искусства.

Согласно трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Калабиев С.А. принят в Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмес» в качестве артиста балета в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с призывом на военную службу ДД.ММ.ГГГГ был уволен, а по окончанию военной службы ДД.ММ.ГГГГ вновь принят в «Нальмес» на ту же должность, где работает до настоящего времени. Калабиев С.А. за добросовестную работу имеет многочисленные поощрения в виде благодарностей, о чем имеются соответствующие записи в трудовой книжке.

Доводы прокурора г. Майкопа о том, что Калабиев С.А. был незаконно поставлен на учет для получения единовременной выплаты для приобретения жилья работников бюджетных организаций, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О гражданской службе в РФ», государственная гражданская служба в РФ - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органах субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности.

Согласно копии трудовой книжки, Калабиев С.А. осуществляет деятельность в качестве артиста ансамбля, следовательно, п.7 Указа Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ №, распространяющий свое действие лишь на гражданских служащих, не применима, поскольку работники ансамбля не относятся к их числу, а данная должность не включена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы <адрес>, утвержденных соответственно Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Указом Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представленными ответчиками суду доказательствами опровергаются доводы прокурора о том, что единовременная выплата для приобретения жилья в размере 840000 руб. была выдана ответчику Калабиеву С.А. без законных оснований, следовательно, приказ Министра культуры РА от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся Калабиева С.А., нельзя признать незаконным.

Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку получение ответчиком единовременной выплаты на приобретение жилья осуществлялось на законных основаниях, то получение им вышеназванной выплаты в размере 840000 руб. нельзя признать неосновательным обогащением.

Оценив допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора г. Майкопа в интересах Республики Адыгея к Министерству культуры РА и Калабиеву С.А. о признании незаконным в части приказа Министра культуры РА от ДД.ММ.ГГГГ, а также о взыскании суммы неосновательного обогащения с Калабиева С.А. в размере 840000 руб. не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Прокурора города Майкопа в интересах Республики Адыгея к Министерству культуры Республики Адыгея и Калабиеву Схатбию Аминовичу о признании незаконным в части приказа о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилья и взыскании стоимости неосновательного обогащения отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный суд <адрес> через Майкопский городской суд.

Председательствующий - подпись А.Х. Булжатов

Копия верна:

Судья А.Х. Булжатов