взыскание недополученной пенсии



Копия к делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.11.2010 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи – ПоплавкоТ. А.,

при секретаре Скнарь А.В.

с участием представителя истца Затямина И.Г.– по доверенности Ильина В.А.

представителя Военного комиссариата Республики Адыгея – по доверенности Быканова С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Затямина Ивана Георгиевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии.

У С Т А Н О В И Л:

Затямин И.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии. В обоснование своего иска указал, что был уволен из Вооруженных Сил приказом главнокомандующего войсками ПВО № от ДД.ММ.ГГГГ с должности «авиационного техника самолета» 709 учебного авиационного полка Армавирского высшего- авиационного училища при выслуге свыше 25 лет в календарном исчислении. Исчисление пенсии производилось с 01.12.1989 г. из должностного оклада 135 руб.( равного по своим размерам окладу» заместителя командира роты») на основании Закона СССР от12.10.1967 г. « О всеобщей воинской обязанности». С введением в действие с 01.01.1991г. Закона СССР от 28.04.1990 г. №1467-1 «О пенсионом обеспечении военнослужащих» исчисление его пенсии производилось из должностного оклада в 185 руб., а с 01.01.1992 г. - 1016 руб. при надлежащем 1046,50 руб. Ежемесячная недоплата составила 20,96 руб. ( ДО 1046,50 + ВЗ 266,00 = 132,50 * 25% = 328,13 +1312,50 =1640,63*55% = 902,34-881,38) на протяжении 7 месяцев. Указом Президента РФ от 16.07.1992 г. № 781 был установлен пересчет пенсий с 01.08.92 г. одновременно с увеличением денежного содержания военнослужащих исходя из его среднего значения. На 01.08.1992 г. работниками военного комиссариата ему была установлена пенсия из должностного оклада 3430 руб., при надлежащем 3735 руб.( 3600-3870) в размере 3801,88 руб., тогда как необходимо было начислить 4011,56 руб. ( ДО 3735+ ВЗ 2100= 5835* 25%=1458,75 +5835=7293,75* 55%). Недоплата составила 209,68 руб. ежемесячно( 4011,56 руб.-3801,88 руб.) на протяжении 3 месяцев. Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992г. № 783 устанавливается увеличение окладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992г. в 1,5 раза, тогда как работниками военного комиссариата на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза и составило 4942,44 руб. при надлежащей 5707,97 руб. ( ДО 3735* 1,5=5152,50 + ВЗ 2100*1,5= 3150 = 8302,50* 25% = 2075,63+ 8302,50 = 10378,13* 55% задолженность составила 765,53 руб. ( 5707,97- 4942,44) в течение 2-х месяцев. Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 с 01.01.1993 г. устанавливаются новые размеры окладов по «типовым» должностям, воинскому званию и процентной надбав­ке за выслугу лет, а Министру обороны предоставляется право устанавливать оклады по ос­тальным должностям, применительно к «типовым». В приложении № 3 приказа Министра обороны РФ № 020 от 27.01.1993г. указаны размеры должностных окладов и соответствующие им тарифные разряды, вводимые для офицерского состава с указанной даты. Работники Военного комиссариата РА применили к нему лишь с 01.02.1993 г. должностной оклад и, соответственно, тарифный разряд в заниженных размерах - 9884,89 руб., при надлежащих -14540,63 руб. ( ДО 16000 руб. + ВЗ-6500 руб. = 22500* 35% = 7875 + 22500+ 30375- 22500 (10 МРОТ) = 78752:2= 3937,50 + 22500 +26437,50* 55%). Задолженность за январь 1993г. составила 4655,74 руб.(14540,63-9884,89). С учетом индексации задолженность по пенсии за период с 01.01.1992 г по 31.01.1993 г, составила 13530,31руб. Выплата пенсии с 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. исчислялась из должностного оклада по 0107 тарифному разряду, при надлежащем 0405, а при введении единой тарифной сетки с 01 07.2002 г. и по настоящее время - из 11 т.р. при надлежащем 12 т.р. С учетом индексации задолженность по пенсии с 01.02.1993 г. по 30.07.2010 г. составила 330535,62 руб., а общая - 39533,17руб. Просит обязать Военный комиссариат РА производить исчисление пенсии с 01.08.2010 г. из должностного оклада по 12 тарифному разряду и взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея недоначисленную за период с 01.01.1992 г. по 30.07.2010 г. сумму пенсии в размере 39533 руб. 17 коп.

В ходе судебного заседания представитель истца Затямина И.Г.– по доверенности Ильин В.А. поддержал заявленные требования.

Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца, просил отказать за необоснованностью и указал, что должностной оклад истца по последней штатной должности - авиационного техника самолета, на день увольнения, который учитывался для исчисления пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 135 руб. Данный должностной оклад и брался за основу при пересчетах пенсий. С 01.01.1991 г. в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» уволенным с действительной военной службы до введения в действие данного закона пенсии исчислялись из денежного довольствия, установленного для состоявших на военной службе по состоянию на 1 января 1991 г. соответствующих категорий военнослужащих. С 1 января 1991 г. истцу установлен оклад по воинской должности в размере 185 руб. При всех последующих индексациях в расчет бралась именно эта сумма. Указом Президента СССР от 19.12.1991 г. № УП-3074 и приказом МО СССР от 24 декабря 1991 г. №585 был предусмотрен ежегодный пересмотр размеров пенсий пенсионерам МО с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 1 января 1992 г. При данном пересчете пенсий военный комиссариат руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО СССР от 25 декабря 1991 г. и ведомственными переводными таблицами, прилагаемыми к данным указаниям, истцу с 1 января 1992 г. был установлен оклад по должности 1016 руб. В связи с тем, что в 1992 году военнослужащим, проходящим службу повышалось денежное довольствие с 1 февраля 1992 г, с 1 июня 1992 г. и оклады по воинским званиям с 1 августа 1992 г., а правовых оснований для перерасчета пенсий пенсионерам МО не было, Указом Президента РФ от 16 июля 1992 г. № 781 и приказом МО РФ от 16 июля 1992 г. №70 был определен порядок пересчета пенсий с 1 августа 1992 г., исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих на указанную дату. При данном пересчете пенсий военный комиссариат руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО РФ от 25 июля 1992 г. и таблицами пересчета, прилагаемыми к данным указаниям. Истцу с 1 августа 1992 г. был установлен оклад по должности 3430 руб. Постановлением Правительства РФ №65 от 27 января 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» утверждены сетки должностных окладов военнослужащих. Кроме того, в п. 11 этого постановления подлежали пересчету пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим, исходя из увеличенного в соответствии с данным постановление денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе. Этим Постановлением утверждены должностные оклады по типовым должностям, а тарификационные разряды установлены для прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы. Должность, которую занимал истец при увольнении в запас, является типовой. Пунктом 2 того же постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Такой порядок был определен приказом МО РФ №020 1993 года «Об упорядочении платы денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты». Для пересчета пенсий в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и по нормам нового Закона, были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с 1 февраля 1993 г. на новый пенсионный Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих. ... и их семей». Данные Указания разработаны на основании схем окладов, установленных с 1 января 1993 года, приведенные в приказе МО РФ №020 1993 года. Так как в личных делах пенсионеров имелись сведения о размере должностного оклада на августовский перерасчет 1992 года, в котором были применены размеры должностных окладов по состоянию на июнь 1992 года, а оклады по воинским званиям на 1 августа 1992 года, то в полном соответствие с приказом МО РФ №020 1993 года по размерам должностных окладов июня 1992 года были установлены размеры должностных окладов на январь 1993 года. С 01.02.1993 года истцу был установлен должностной оклад, равный 14700 руб., код должности 0107. В соответствии с Федеральным Законом РФ № 49-ФЗ от 07.05.2002г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», Указом Президента Российской Федерации № 537 от 01.06.2002г. «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлением Правительства Российской Федерации № 462 от 26.2002г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, соответствие которых утверждается Президентом РФ, а размеры определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются Министром обороны РФ применительно к окладам по типовым воинским должностям. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 года № 462 с 01 июля 2002 года предусмотрены новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям, которые с 01 января 1993 года не пересматривались, а только индексировались. В соответствии с приказами Министра обороны РФ, устанавливающими размеры должностных окладов с 1 июля 2002 года ( в настоящее время это приказ Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2006 N 8304) для должности авиационного техника корабля (самолета, вертолета) установлен 11 тарифный разряд, что и установлено истцу. Перенос установленных с 1 июля 2002 года тарифных разрядов на предшествующий период с 1 февраля 1993 года является недопустимым. Поэтому, перерасчет ранее назначенной пенсии истцу произведен правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для доплаты какой-либо задолженности не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Затямина И.Г. подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст. 43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено произвести перерасчет пенсий, ранее назначенных уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным Законом. Статьей 49 п. «б» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсии, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел. Ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На основании п. 2 этой же статьи Закона порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» был определен порядок пересмотра пенсий. Согласно п.п. «б» п. 14 названного постановления, ранее назначенные пенсии указанной категории пенсионеров пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке предусмотренном п.п. 8-13 Постановления, суммы увеличения денежного довольствия, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 устанавливается: производить периодический перерасчет пенсий при увеличении денежного содержания военнослужащих с 01.08.1992 г. ис­ходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих.

Из ответа Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 14.10.2010 года за № 182/1/2/2204 данного по запросу суда видно, что должностной оклад Затямина И.Г. с 01.01.1993 года равен 14500-15500 руб., чему соответствовал 2 тарифный разряд, а с 1 июля 2002 г., установлен оклад в размере 1650 руб., чему соответствует 11 тарифный разряд.

Из табличных данных установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов видно, что приведенный в вышеуказанном ответе Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ должностной оклад истца (среднее его значение) на 01.07.2002 года соответствует 11 тарифному разряду, а не 10 тарифному разряду по которому ему производился расчет пенсии до этой даты.

Из личного дела истца видно, что ему производился расчет пенсии в соответствии с 10 тарифным разрядом, тогда как должен был производиться в соответствии с 11 тарифным разрядом.

Представителем истца и ответчика представлены расчеты, которые проверены в ходе судебного заседания.

Суд считает необходимым принять во внимание при частичном удовлетворении требований порядок и механизм расчета, представленный представителем ответчика. При этом расчет представленный представителем истца не может быть принят во внимание, поскольку произведен по 12 тарифному разряду за период с 01.01.1992 г. по 30.07.2010 г., между тем судом установлено, что доплата должна производиться по 11 разряду и задолженность имеется за январь 1993г. в размере 5.235 руб. 35 коп и с 01.02.1993г. по 30.06.2002г. в размере 12861 руб. 95 коп., и составляет 18.096 руб. 45 коп.

При разрешении требований о частичном удовлетворении иска о взыскании задолженности за указанный период времени суд исходит из ныне действующего порядка исчисления задолженности для военных пенсионеров. Соответственно с 01.01.1993г. по 30.06.2002г задолженность составляет 12861 руб. 95 коп.. исходя из разницы между 10 и 11 тарифными разрядами.

Данный способ подсчета задолженности разработан компетентными финансовыми органами военного управления, для использования и применения при расчете и выплате задолженности в отношении специальной категории лиц – военных пенсионеров.

Кроме того, применяемый судом в данном случае способ подсчета образовавшейся задолженности соответствует и способу указанному в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.), согласно которому, при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц. Способ подсчета установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года разработан с учетом компенсации ущерба и в частности потерь от инфляционных процессов, так как основан на выплате исходя из окладов денежного довольствия на день перерасчета задолженности, ввиду чего данный способ является верным и поэтому применяется судом при частичном удовлетворении иска.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65 были установлены новые размеры окладов по «типовым» должностям и воинским званиям, вводимым в действие с 01.01.1993 года. При этом п. 11 названного постановления было предписано пересчитать пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим постановлением денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе. П. 14 постановления установил время вступления его в законную силу с 01.01.1993 года. П. 9 Приказа МО РФ № 020 от 27.01.1993 года было предписано «обеспечить перерасчёт с 01.01.1993 года пенсий, ранее назначенных лицам офицерского состава …, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим Приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на действительной военной службе».

Из пенсионного дела истца видно, что к истцу для перерасчёта пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавке за выслугу лет были применены только с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами.

Из представленных истцом и ответчиком расчётов видно, что недоплата пенсии за январь 1993 года, составила с учётом индексации 5235 руб. 35 коп.

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким – либо сроком.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца по вышеуказанному основанию всего сумма в размере 18096руб.45 коп.

Из пенсионного дела истца исследованного в судебном заседании видно, что в настоящее время пенсия истцу рассчитывается верно с учетом всех вышеуказанных актов и никаких нарушений при расчете пенсии не имеется.

Поскольку истец требует, взыскать задолженность с 01.08.2010 года и установить ему в дальнейшем пенсию исходя из 12 тарифного разряда, то судом в рамках настоящего гражданского были истребованы сведения из Департамента социальных гарантий о размере должностного оклада истца с 01.07.2002 года.

Из ответа по запросу суда видно, что с 01.07.2002 года размер должностного оклада истца составлял 1650 руб.

Из табличных данных установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов видно, что приведенный в вышеуказанном ответе Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ должностной оклад истца в размере 1650 руб. (среднее его значение) с 01.07.2002 года соответствует 11 тарифному разряду. Другими сведениями Департамент социальных гарантий не располагает.

Исходя из этого единственным основанием для установления иного размера должностного оклада может являться указание Департамента социальных гарантий, а в частности новая тарификация должности.

Других доказательств свидетельствующих о необходимости установить Затямину И.Г. 12 тарифный разряд вместо 11 при расчете пенсии истцом и его представителем не представлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства. На которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку истец не доказал, что расчет его пенсии должен производиться исходя из 12 тарифного разряда, то в его исковых требованиях об обязании ответчика установить ему пенсию рассчитав ее исходя из 12 тарифного разряда с 01.08.2010 года надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Затямина Ивана Георгиевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии, удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Затямина Ивана Георгиевича с 01.01.1993 года по 30.06.2002 года сумму в размере 12861рублей 10 копеек, за январь 1993 года сумму в размере 5235 рублей 35 копеек, а всего 18096 рублей 45 копеек.

В удовлетворении остальных исковых требований Затямина Ивана Георгиевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии и исчислении пенсии с 01.08.2010г. из должностного оклада по 12 тарифному разряду - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Майкопский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2010 г.

Председательствующий Т. А. Поплавко

Копия верна:

Судья Т.А. Поплавко