<данные изъяты> к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего – судьи Куадже Т.А.,
при секретаре Кваш А.А.,
с участием представителя истца – Кикова Х.С. (по доверенности),
представителя ответчика – Ожева Р.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хахукова Николая Гиссовича к Комитету <адрес> по имущественным отношениям о признании незаконным решения и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Хахуков Н.Г. обратился в Майкопский городской суд с иском к ответчику о признании незаконным решения о предоставлении ему права аренды земельного участка размером 600 кв.м. и расположенного по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В обоснование своих требований указал, что является инвалидом № группы и в начале ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет <адрес> по имущественным отношениям с заявлением, в котором просил предоставить ему на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу <адрес> размером 600 кв.м.. Письмом руководителя Комитета РА по имущественным отношениям Бочарниковой И.П., ему было указано, что возможность предоставления участка фактически имеется, однако принято решение о формировании его на аукцион, о котором будет сделана публикации в газете «Советская Адыгея» и при этом указано, что в действующем земельном законодательстве отсутствуют льготы по предоставлению земельных участков. Считает указанное решение незаконным, т.к. согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Поскольку согласно ч.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Однако, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому полагает, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не должны проводиться. Следовательно считает принятое решение ответчика о предоставлении ему права аренды земельного участка путем продажи с аукциона незаконным и просил возложить на ответчика обязанность заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика иск не признал и в обоснование своих возражений указал, что действительно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, вправе получить жилье или земельный участок в первоочередном порядке. Однако, по мнению ответчика, такое право указанная категория граждан имеет только в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные требования содержат и нормы «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ6 г. №. Также согласно ст.49,52 Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилье может быть предоставлено гражданам, определенным федеральным законом, только в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того указал, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения аукциона, а поэтому системный анализ вышеприведенных норм закона позволяют сделать вывод, что право на льготное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства имеют только признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также указал, что в случае коллизии норма права, регулирующих одни и те же правоотношения, согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позже, а следовательно при разрешении данного спора подлежат применению нормы Земельного кодекса РФ. Требования истца о признании незаконным решения Комитета о предоставлении истцу права аренды земельного участка путем продажи данного права с аукциона считает необоснованными, поскольку Комитет такое решение не принимал.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом истец является инвалидом № группы, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка мерой 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Указанный факт подтверждается пояснениями сторон и письмом ответчика в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ
Из текста указанного письма Председателя Комитета <адрес> по имущественным отношениям <адрес> в адрес ответчика усматривается, что ответчиком на заявление истца было принято решение о формировании указанного в заявлении земельного участка на аукцион, а кроме того указано, что в действующем земельном законодательстве отсутствуют льготы по предоставлению земельных участков.
Согласно п.3 ст.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице <адрес> - городе Майкопе" (с изменениями и дополнениями), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице <адрес> - городе Майкопе (далее - земельные участки) полномочия по распоряжению земельными участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства осуществляется специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности <адрес>. Указанным органом является Комитет <адрес> по имущественным отношениям, а значит он является надлежащим ответчиком.
Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не должны проводиться.
Данная правовая позиция также изложена в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за ДД.ММ.ГГГГ. (вопрос №).Доводы ответчика о том, что первоочередное право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют только инвалиды, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленные на учет органами местного самоуправления, является необоснованным и основаны на неправильном толковании норм права.
Действительно порядок и особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрен положениями ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ. Однако особый порядок предоставления земельных участков в настоящее время также предусмотрен статьей17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ; пунктом8 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1; пунктом12 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ).
При этом положения ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат прямого указания о возможности первоочередного права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства только инвалидами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленные на соответствующий учет органами местного самоуправления. Между тем, положения п.8 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» прямо содержат предписание, согласно которому Гражданам, указанным в пунктах1 и 2 части первой статьи13 настоящего Закона, гарантируется внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Таким образом, по мнению суда, ограничение права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства определенными условиями, такими как признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, должно прямо содержаться в законе. Однако поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» таких ограничений не содержит, то право Хахукова Н.Г. не может быть поставлено в зависимость от признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ссылка ответчика на «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ6 г. № а также ст.49,52 Жилищного кодекса РФ является несостоятельной, поскольку указанные нормативные акты и закон регулируют правоотношения регулирующие предоставление инвалидам жилых помещений, а не земельных участков.
Также необоснованной является ссылка ответчика и на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Алейского городского суда <адрес> о проверке конституционности абзаца третьего пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Согласно правовой позиции изложенной в данном определении, в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное. Кроме того, при конкуренции специального и общего законов, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы специального закона.Между тем положения Земельного кодекса РФ и ФЗ « О социальной защите инвалидов» не содержат коллизий норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков, а ст.30 и 30.1 ЗК РФ и ст.17 Федерального закона являются конкурирующими, в связи с чем применению подлежит специальный закон, регулирующий права и социальные льготы инвалидов, т.е. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Довод ответчика о том, что им не принималось решение о предоставлении истцу земельного участка на праве аренды путем продажи данного права с аукциона, является необоснованным и поскольку прямо противоречит тексту ответа Председателя Комитета РА по имущественным отношения в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ
Довод ответчика о том, что в случае предоставления истцу земельного участка он сможет получать их в неограниченном количестве, по мнению суда также является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении истцом своим правом ответчиком суду не представлено, суд предполагает добросовестность истца и считает необходимым защитить его право.
Согласно п. 3 ст.65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В <адрес> указанный порядок определен Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
"О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке,
условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена".
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать решение Комитета <адрес> о предоставлении Хахукову Н.Г. права аренды земельного участка размером 600 кв.м. расположенного в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает в данном случае необходимым установить срок исполнения решения № суток со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Хахукова Николая Гиссовича к Комитету <адрес> по имущественным отношениям о признании незаконным решения и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить.
Признать решение Комитета <адрес> по имущественным отношениям о предоставлении Хахукову Николаю Гиссовичу права аренды земельного участка мерою 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес> путем продажи данного права с аукциона, незаконным.
Обязать Комитет <адрес> по имущественным отношениям в течение ДД.ММ.ГГГГ после вступления в законную силу решения суда, заключить с Хахуковым Николаем Гиссовичем договор аренды земельного участка, размером 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с определением размера арендной платы в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий подпись Т.А. Куадже
<данные изъяты>