Копия к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А. Н.,
при секретаре Куминовой Е. В.,
с участием:
истицы Могилевской Н. Н.;
представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Зехова А. Н. (по доверенности);
представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л. В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Могилевской Натальи Николаевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Могилевская Н. Н. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в ее пользу социальную выплату на приобретение жилья в размере 1425600 рублей.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме и в их обоснование показала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У нее нет своего жилья. С 28.06.2010 года она составом семьи 4 человека состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включена в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. В силу вышеизложенного, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А. Н. в судебном заседании иск не признал, указав, в обоснование своих возражений, что направленные в их адрес субвенции на обеспечение жильем детей-сирот уже израсходованы. Дополнительно субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» не поступали. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать. Субвенции на обеспечение жильем детей-сирот будут дополнительно направлены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп». В связи с этим, просила взыскать социальную выплату с администрации МО «Город Майкоп».
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из выписки из протокола № 40 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 13.10.2010 года, истица Могилевская Н. Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истицы умер, о чем составлена запись акта о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Решением Успенского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ года мать истицы лишена родительских прав.
Истица Могилевская Н. Н. имеет троих несовершеннолетних детей: сына Могилевского А. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын Могилевский Д. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь Анастасия ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 26.02.2000 года истица зарегистрирована в общежитии по ул. <адрес>. Однако, проживает у знакомых по адресу: <адрес>
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, какие-либо объекты недвижимости за истицей и членами ее семьи на праве собственности не зарегистрированы.
Судом установлено, что с 28.06.2010 года истица Могилевская Н. Н. составом семьи 4 человека состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также включена в список претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Однако, как указано в решении комиссии по жилищным вопросам, социальную выплату на приобретение жилого помещения следует предоставить при подходе ее очереди и наличии денежных средств на эти цели.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).
В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».
Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.
Из приложения № 14 к Закону Республики Адыгея от 08.12.2009 года № 306 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2010 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Объем запланированных расходов на 2010 год – 85548100 рублей.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Из справки администрации МО «Город Майкоп» от 27.10.2010 года следует, что администрация МО «Город Майкоп» не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субвенции на выдачу безвозмездных субсидий на приобретения жилья, поступившие из федерального и республиканского бюджета, полностью израсходованы.
Судом установлено, что Министерство образования и науки Республики Адыгея направило Министру финансов Республики Адыгея письмо от 14.10.2010 года, в котором просило распределить предусмотренные в республиканском бюджете средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На муниципальное образование «Город Майкоп» Министерство образования и науки РА просило выделить 7653400 рублей.
Кроме того, как следует из показаний представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л. В., субвенции на обеспечение жильем детей-сирот будут дополнительно направлены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».
В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истицы, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.09.2010 года № 438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея, которая составляет 19800 рублей.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из следующих расчетов: 18 х 4 х 19800 руб. = 1425600 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1425600 рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Могилевской Натальи Николаевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Могилевской Натальи Николаевны за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 1425600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись А. Н. Туркова
Копия верна: судья А. Н. Туркова