<данные изъяты> к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Бобиной Т.Я.
при секретаре Костышиной Л.Ю.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по заявлению Прокурора города Майкопа в интересах Подберезкиной Валентины Максимовны о признании незаконным, решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Майкопа в интересах Подберезкиной Валентины Максимовны обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации МО «Город Майкоп».
Свои требования мотивировал тем, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ Подберезкиной В.М. отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдове инвалида Великой Отечественной войны.
Комиссия посчитала, что Подберезкина В.М. имеет право на предоставление жилого помещения на основании ст.21 ФЗ от 12.01.1995г № 5 – ФЗ «О ветеранах», но она в 2007г продала принадлежащую ей на праве собственности <адрес> в <адрес>, тем самым намеренно ухудшила условия своего проживания с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, согласно ст.53 ЖК РФ, в связи с чем, имеет право быть принятой на учет, в качестве нуждающейся жилом помещении, только по истечении 5 лет, со дня совершения намеренных действий по отчуждению пригодного для проживания жилья
Считает, что решение комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в отношении Подберезкиной В.М., которым ей отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдове инвалида Великой Отечественной войны, является незаконным.
Просил признать незаконным распоряжение Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в части утверждения решения Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Подберезкиной В.М. в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы инвалида ВОВ и обязать администрацию МО «Город Майкоп» признать Подберезкину В.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить ее на учет.
В судебном заседании прокурор Акеньшина Е.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, уточнив, что Подберезкину В.М. необходимо поставить на учет со дня нарушения ее права – с 27.01.2010г.
Подберезкина В.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, считала, что администрацией МО «Город Майкоп» нарушено ее право на жилище и поддержала заявленные прокурором требования.
Представитель Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Тешев С.Р. просил в удовлетворении заявления отказать, так как решение в отношении Подберезкиной В.М. принято правильное, поскольку не истек пятилетний срок после продажи ею в 2007году, принадлежащей на праве собственности <адрес> в <адрес>, связи с чем она не может быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы инвалида Великой Отечественной войны.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Подберезкина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии Р №, выданным 08.06.1998г КТСЗН г. Майкопа и имеет право на льготы, установленные для вдов инвалидов Великой отечественной войны, на основании статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ « О ветеранах».
Подберезкина В.М. с 11.09.2009г зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>, общей площадью 46,2 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее внучке Макуха С.А., на основании договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ с Лукша Л.П. По указанному адресу зарегистрировано 6 человек.
В период с 11.09.2008г по 04.09.2009г Подберезкина В.М. проживала в ГУ «Республиканский пансионат для инвалидов и престарелых» РА, не имея возможности проживать вместе со своей семьей, в виду проживания там других родственников.
Ранее Подберезкиной В.М. на праве собственности, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала <адрес> в <адрес>, жилой площадью 27,1 кв.м, общей площадью 50,1 кв.м.
10.01.2007г Подберезкина В.М. продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру по указанному адресу, поскольку ее муж Подберезкин П.П. умер в 1998г, а она в силу возраста, 84 года, и состояния здоровья не смогла поддерживать квартиру в надлежащем техническом и санитарном состоянии, так как квартира представляла собой 1\2 долю жактовского дома старой постройки.
Из представленных доказательств следует, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения действий (продажи квартиры), Подберезкиной В.М. было отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из содержания статьи 49 Жилищного кодекса РФ, следует, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда малоимущим гражданам, а также иным, определенным федеральным законом или законом субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанным, по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Наличие права у Подберезкиной В.М. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным основаниям, судом проверено и является обоснованным, так как жилого помещения за ней на праве собственности или по договору социального найма не числится.
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 гг», в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945гг, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно ФЗ от 12.01.1995г №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ч.2 ст.8 указанного ФЗ, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим ФЗ и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Пунктом 4 ч.1 ст.21 указанного Закона, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье за счет средств федерального бюджета.
Члены семей погибших, умерших, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после января 2005г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших, умерших инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет, со дня совершения указанных намеренных действий.
Вышеуказанная статья определяет ограничения для граждан, умышленно совершивших действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом3статьи10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Данная позиция отражена и в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007г №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 ЖК РФ».
Ст. 4 Закона РА от 20.01.2006 г. № 400 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» установлен Перечень умышленных действий граждан с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
К ним отнесены такие действия, как: обмен или раздел жилого помещения; перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
вселение в жилое помещение по договору социального найма других граждан на условиях найма, поднайма либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей);
вселение в жилое помещение в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива на условиях найма жилого помещения либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей) члена жилищного или жилищно-строительного кооператива либо третьих лиц;
предоставление гражданином - собственником жилого помещения третьим лицам права пользования по договору найма либо в качестве членов семьи (кроме супруга, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей) принадлежащим ему жилым помещением; отчуждение пригодного для проживания жилого помещения либо части жилого помещения; определение долей, выделение доли, в том числе в натуре, либо изменение долей собственниками жилых помещений, повлекшее установление иного порядка пользования;
выход из жилищного или жилищно-строительного кооператива с получением пая; расторжение в установленном порядке договора социального найма по требованию наймодателя по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Отчуждение пригодного для проживания жилого помещения либо части жилого помещения Законом отнесены к умышленным действиям граждан с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Судом не установлено, что Подберезкина В.М. совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что Подберезкина В.М. умышленно продала свое жилое помещение, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором г.Майкопа в интересах Подберезкиной В.М. требования, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.53 ЖК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить требования Прокурора города Майкопа в интересах Подберезкиной Валентины Максимовны о признании незаконным решения органа местного самоуправления..
Признать незаконным распоряжение Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в части утверждения решения Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Подберезкиной Валентине Максимовне в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы инвалида ВОВ.
Обязать администрацию МО «Город Майкоп» признать Подберезкину В.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить ее на учет со дня нарушения ее права – с 27.01.2010г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА суд в течение 10 суток, через Майкопский городской, со дня изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись Т.Я.Бобина
<данные изъяты>а