к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи – Куадже Т. А.,
при секретаре Кваш А. А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – Акеньшиной Е.В.,
представителя заинтересованного лица – Администрации МО «<адрес>» – Тешева С.Р. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Зеркалевой Александры Александровны к Администрации муниципального образования «<адрес> и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах Зеркалевой А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании бездействия незаконными и обязании предоставления жилого помещения и в обоснование своих требований указал, что Зеркалева А.А., с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации <адрес>, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи из № человек. Однако, до настоящего времени, Зеркалева А.А. жилое помещение не предоставлено. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ) дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанные в ст.1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на № члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета <адрес>. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, является Минобразования РА, который распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств и иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета, выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете № квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, № квадратных метра на семью из двух человек, № квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости № квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просит признать бездействие Минобразования и науки РА, администрации МО «<адрес>» по не предоставлению Зеркалевой А.А. жилого помещения незаконным и обязать Минобразование и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «<адрес>» на приобретение жилого помещения для Зеркалевой А.А. и Администрацию МО «<адрес>» приобрести жилое помещение путем проведения торгов и предоставить его Зеркалевой А.А. по договору социального найма в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Акеньшина Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила исковое заявление удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Тешев С.Р. по доверенности, разрешение данного вопроса оставил на усмотрение суда. При этом указал, что Минобразованием и науки РА ежегодно выделяются ассигнования на приобретение жилья указанной категории граждан и ДД.ММ.ГГГГ было выделено на эти цели денежные средства в размере № руб., которые в полном объеме освоены. В ДД.ММ.ГГГГ. выделено и получено на эти цели № руб. Кроме того, заинтересованное лицо Зеркалева А.А. сама должна найти жилье в соответствии с социальной нормой и обратиться с заявлением о приобретении для нее жилого помещения.
Представитель Министерства образования и науки <адрес> по доверенности Самоквитова Л.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что денежные средства на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством перечисляются на счет администрации муниципального образования «<адрес>» по мере поступления указанных средств в республиканский бюджет и ДД.ММ.ГГГГ. были перечислены субвенсии в размере № рублей, а ДД.ММ.ГГГГ перечислено № рублей. Право Зеркалевой А.А. на получение жилья ими не оспаривается.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Зеркалева А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации ей не использовано. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Зеркалева А.А. состоит в администрации муниципального образования «<адрес>» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах.
В силу ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Из приложения № к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки <адрес>. Объем запланированных расходов ДД.ММ.ГГГГ – № рублей.
Такой же объем субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» выделен и на ДД.ММ.ГГГГ., в том числе в <адрес> № рублей (приложение № к Закону РА от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).
На основании ч.2, 3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>.
Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством Минобразованием РА перечислены МО «<адрес>» первый транш в размере 9000000 рублей, что подтверждается также справкой финансово-хозяйственного отдела администрации МО «<адрес>».
При этом, МО «<адрес>» на момент рассмотрения настоящего дела не исполнены обязательства по приобретению жилья для Зеркалевой А.А.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что имеет место бездействие администрации МО «<адрес>» по не предоставлению Зеркалевой А.А. жилого помещения и ответственность по обеспечению жильем Зеркалевой А.А., как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>».
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором исковые требования в части признании бездействия администрации МО «<адрес>» незаконными и обязании предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению, а в части заявленных требований к Министерству образования и науки РА о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Зеркалевой Александры Александровны к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» по не предоставлению жилого помещения Зеркалевой Александре Александровне незаконным.
Обязать Администрацию муниципальное образование «<адрес> приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его Зеркалевой Александре Александровне по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.А. Куадже