<данные изъяты> к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Бобиной Т.Я.
при секретаре Костышиной Л.Ю.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по иску Есаулкина Алексея Михайловича к Комитету труда и социальной защите населения по г.Майкопу о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Есаулкин А.М., обратился в суд с иском к Комитету труда и социальной защите населения по г.Майкопу о взыскании задолженности, мотивировав свои требования тем, что он является инвалидом 2 группы, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п.13 ст.14, ст. 39 Федерального закона №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15 мая 1991 г, он получает ежемесячную выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанные выплаты были проиндексированы с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда (2000г, 2001г), затем данные выплаты проиндексированы пропорционально роста прожиточного минимума в РА (2002 г, 2003 г, 2004 г), далее указанные выплаты были проиндексированы пропорционального росту ежегодной инфляции в РФ, устанавливаемого Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (2005 г., 2006 г., 2007 г.) и стали составлять с 01.11.2007 года - 1379,14 руб. (ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров) и с 01.01.2008 года - 2298,57 (ежегодная компенсация за вред здоровью).
Постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года установлено: исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», осуществить с 01 января 2009 года индексацию с применением коэффициента 1,13 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2009 года № 545) ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 года № 992 установлено осуществить с 01 января 2008 года индексацию компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,105.
Просил взыскать с Комитета по труду и социальной защите населения по городу Майкопу в его пользу невыплаченные ему суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренные п.13 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 год в размере 12034 руб. 20 коп и невыплаченные ему суммы ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренной ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 01.07.2008 года по 31.12.2010 года в размере 1671,42 руб.
Взыскивать с Комитета по труду и социальной защите населения по городу Майкопу в его пользу, ежемесячно, начиная с 01.01.2011 года сумму денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную п.13 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 1894 руб. 25 коп., и сумму ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренной ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с 01.01.2010 года в размере 3157,11 руб, с последующей индексацией в порядке, определяемом Правительством РФ.
В судебном заседании истец поддержал свои требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика КТСЗН по г.Майкопу по доверенности Будякова А.В., в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец получает суммы в более высоком размере, чем установленные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079:
-по п.13 ст. 14 в размере 1379,14 руб., вместо 630,77 руб.
-по ст. 39, в размере 2298,57 руб., вместо 1051,29 руб.
Просила в удовлетворении заявленных требований отказать, в виду необоснованности.
Выслушав доводы истца, его представителя по доверенности Поповой Т.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец Есаулкин А.М. является инвалидом 2 группы как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
-взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу в пользу Есаулкина Алексея Михайловича, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, ежемесячно на приобретение продовольственных товаров, предусмотренных п.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 01 ноября 2007 года в размере 1379,14 руб;
-взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу в пользу Есаулкина Алексея Михайловича, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, задолженность по выплате сумм, предусмотренных п. 13 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», за период с 01.01.2000г по 30.10.2007г в размере 54 234 руб. 70 коп;
-взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу в пользу Есаулкина Алексея Михайловича, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, ежегодную компенсацию за вред здоровью, предусмотренную ст. 39 указанного закона, с 01.01.2008г в размере 2298,57 руб:
-взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по <адрес> в пользу Есаулкина Алексея Михайловича, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, задолженность по выплате сумм, предусмотренных ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8366,03 руб;
-взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу в доход государства государственную пошлину в сумме 1852 руб.
В Постановлении от 1 декабря 1997года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой, сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995года N179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004г. N31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует, кроме того, учитывать, что положения ст.3 Базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, был определен Федеральным законом от 7 августа 2000г. N122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000г. N122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000г. N82-ФЗ установлено, что в 2000году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000г. (т.е. исчисленных исходя из 83руб. 49коп.), а с 1 января 2001г. - исходя из базовой суммы 100рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000г. N122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500рублей.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995года и от 12 февраля 2001года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций «чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. N326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. N847, от 7 мая 2005г. N292, от 25 апреля 2006г. N246 и от 21 марта 2007г. N171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года №914 утверждены Правила индексации в 2008-2010годах.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000года N35, в редакции от 5 апреля 2005года N7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи, с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г, с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. N11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст.14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о взыскании денежной суммы задолженности по выплатам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодных компенсаций за вред здоровью, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в полном объеме указанном истцом не имеется.
Судом установлено, что истец в настоящее время получает более высокие суммы, чем установленные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079:
-по п.13 ст. 14 в размере 1379,14 руб., вместо 630,77 руб.
-по ст. 39, в размере 2298,57 руб., вместо 1051,29 руб.
Таким образом, права истца при получении указанных выплат не нарушаются, в связи, с чем суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Есаулкина Алексея Михайловича к Комитету труда и социальной защите населения по г.Майкопу о взыскании задолженности - отказать, в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд, со дня изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Т.Я.Бобина
<данные изъяты>