К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,
при секретаре Непочтовой В.А.,
с участием прокурора Акеньшиной Е.В.,
заинтересованного лица Смольнякова М.П.,
представителя ответчика Министерства образования и науки РА по доверенности Самоквитовой Л.В.,
представителя ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Тешева С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Майкопа в интересах Смольнякова Михаила Петровича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Майкопа в интересах Смольнякова М.П. обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать бездействие ответчиков по не предоставлению Смольнякову М.П. жилого помещения противоречащим требованиям закона и обязать ответчиков выделить денежные средства и приобрести на первичном или вторичном рынке жилья путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его истцу по договору социального найма. При этом указал, что Смольняков М.П. с 07.07.2010 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации г. Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи один человек. Однако, до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. В связи с чем Прокурор г. Майкопа полагает, что нарушаются права Смольнякова М.П. в защиту которого он обратился в суд. В судебном заседании помощник прокурора Акеньшина Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила иск удовлетворить.
Смольняков М.П. в судебном заседании поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Город Майкоп» иск не признал и пояснил, что в пределах выделяемых средств их орган выделяет субсидии гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для приобретения жилья. Смольняков М.П. действительно состоит на учете и при поступлении денежных средств ему также будет выделена субсидия для приобретения жилья. В связи с чем полагал заявленный иск необоснованным и просил в его удовлетворении отказать.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебном заседании иск не признала и пояснила, что денежные средства на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством перечисляются на счет администрации муниципального образования «Город Майкоп» по мере поступления указанных средств в республиканский бюджет. Право Смольнякова М.П. на получение жилья или субсидий считают обоснованным, однако требование о признании их бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Майкоп подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах.
В силу положений ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008г. №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Из приложения № 14 к Закону Республики Адыгея от 08.12.2009 года №306 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Объем запланированных расходов на 2010 год – 60000000 рублей.
Такой же объем субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством в соответствии с Законом Республики Адыгея от 17.12.2010г. №394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» выделен и на 2011г., в том числе в город Майкоп 19967000 рублей (приложение № 21 к Закону РА от 17.12.2010г. №394).
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков по состоянию на 09.02.2011г. на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством Минобразованием РА перечислены МО «Город Майкоп» первый транш в размере 9000000 рублей, что подтверждается также справкой финансово-хозяйственного отдела администрации МО «Город Майкоп».
При этом, МО «Город Майкоп» на момент рассмотрения настоящего дела не исполнены обязательства по приобретению жилья для Смольнякова М.П.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что имеет место бездействие администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Смольнякову М.П. жилого помещения и ответственность по обеспечению жильем Смольнякова М.П., как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп».
Как установлено в судебном заседании, Смольняков М.П. 09.07.1987 г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации им не использовано. Согласно выписки из протокола № 25 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 30.06.2010г., утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от 07.07.2010 г., в период с 07.07.2010 г. и по настоящее время Смольняков М.П. состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором исковые требования в части признании бездействия администрации МО «Город Майкоп» незаконными и обязании предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению, а в части заявленных требований к Министерству образования и науки РА о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства суд считает необходимым отказать, поскольку ими указанных нарушений не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Майкопа в интересах Смольнякова Михаила Петровича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по не предоставлению жилого помещения Смольнякову Михаилу Петровичу.
Обязать Администрацию муниципальное образование «Город Майкоп» приобрести жилое помещение площадью 33 кв.м. и предоставить его Смольнякову Михаилу Петровичу по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Майкопа к Министерству образования и науки Республике Адыгея о признании бездействия незаконным обязании выделить денежные средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 04.03.2011 г.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.03.2011 г.
Председательствующий Ж.В.Григорова