№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б., с участием представителя Администрации МО «Город Майкоп» Карташева И.Ю. представителя МУ «Управление капитального строительства Города Майкоп» Гиш А.Н., представителя Управления архитектуры и градостроительства МО «Город Майкоп» Селивановой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Майкоп», МУ «Благоустройство», МУ «Управление капитального строительства Города Майкоп» о признании незаконным бездействии Администрации МО «Город Майкоп» по ремонту дороги, возложении обязанности выделить денежные средства на капитальный ремонт и при выделении денежных средств обязать МУ «Благоустройство» провести капитальный ремонт дороги.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Майкопа обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, просит признать бездействие Администрации МО «Город Майкоп» по непринятию мер по организации благоустройства <адрес>, незаконным, обязать выделить денежные средства на ремонт дороги. Обязать МУ «Благоустройство» провести капитальный ремонт дорожного покрытия, обеспечив <адрес> твердым покрытием.
В обоснование указал, что при проведении проверки коллективного обращения жильцов <адрес> установлено, что администрацией длительное время не принимаются меры по капитальному ремонту дорожного покрытия указанной улицы. Так <адрес> не имеет покрытия, представляет земельный участок (территорию) по которой невозможно передвигаться, не имея транспортных средств, что подтверждается материалами проверки. Указанная дорога является муниципальной собственностью и находится в оперативном управлении МУ «Благоустройство». В настоящее время вопрос финансирования не рассмотрен и будет решен при формировании плана в 2011 году. Согласно распоряжения Главы МО «Город Майкоп» от 24.06.2008 года № 2957-р <адрес> передана в оперативное управление МУ «Благоустройство».
Представитель администрации МО «Город Майкоп» Карташов И.Ю. с иском не согласился, пояснил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ Прокурор не доказал бездействия администрации, так проверка дорожного покрытия требует наличие специальной техники, данных о проверки дороги прокурор не представил.
Представитель МУ «Благоустройство» в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен, что дает суду основание рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее пояснил, что вопросами капитального дорожного покрытия занимается МУ «Управление капитального строительства города Майкопа», почему дороги МО «Город Майкоп» переданы им в оперативное управления и находятся у них на балансе ему неизвестно. Возложение на них обязанности провести капитальный ремонт дороги будет произведено в нарушение закона Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).
Представитель МУ «Управление капитального строительства города Майкопа», Гишев А.Н иск не признал, пояснил ремонт дороги, производится согласно плану финансирование ремонта, осуществляется за счет субсидирования из федерального бюджета. На основании Соглашения между Федеральным дорожным агентством и Кабинета Министров Республики Адыгея, ремонт указанной дороги запланирован на 2011 год.
Представитель Управления Архитектуры и Градостроительства МО «Город Майкоп» - Селивана М.М. полагает иск не подлежащим удовлетворению. В архиве Управления отсутствуют документы на указанную дорогу, имеется только решение исполнительного комитета Адыгейского областного Совета депутатов трудящихся от 29.08.1975 г № 643, которым был утвержден генеральный план застройки станицы Ханской, данный план не предусматривал <адрес>. В настоящее время разработаны «Исходная документация на Капитальный ремонт гравийно-щебёночной дороги по <адрес>» и «Градостроительный план земельного участка».
В судебное заседание прокурор не явился повторно, уважительности причин суду не представил, стороны настывают на рассмотрении дела по существу.
Заслушав лиц участвующих по делу, суд приходит к выводу, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в Уставе города Майкопа.
В силу ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N257-ФЗ от 8 ноября 2007года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, закона» субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7).
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно Статья 5.Устава муниципального образования "Город Майкоп" Пункта 5 «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».Таким образом, собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования «Город Майкоп» является указанное муниципальное образование, на которое и возложено бремя их содержания.Обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог не тождественна обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии.
В силу части 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Статьей 13 названного Закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно статье 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу статьи 17 Закона о местном самоуправлении, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В частности, для обеспечения осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения орган местного самоуправления вправе создать соответствующую специализированную организацию.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения главы администрации МО «Город Майкоп» от 24.01.2011 года «О разрешении муниципальному учреждению «Управление капитального строительства города Майкопа муниципального образования «Город Майкоп» проектирование объекта «Капитальный ремонт гравийно-щебёночной дороги по <адрес>» на МУ «Управление капитального строительства <адрес>» возложена обязанность по оформлению градостроительного плана земельного участка, оформление проектно сметной документации на капитальный ремонт.
Таким образом, муниципальное образование в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения создало МУ «Управление капитального строительства города Майкопа муниципального образования «Город Майкоп».
В исполнения указанного распоряжения МУ «Управление капитального строительства города Майкопа» заказала в МУП «Горпроект» «Исходную документацию по объекту: Капитальный ремонт гравийно-щебёночной дороги по <адрес>» в Управления Архитектуры и Градостроительства МО «Город Майкоп» «Градостроительный план земельного участка по объекту: Капитальный ремонт гравийно-щебёночной дороги по <адрес>».
Согласно ст.34 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Согласно пункта 1.1. Соглашения о предоставлении в 2011 году бюджету Республики Адыгея субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «город Майкоп» зарегистрированное в РОАВТОДОР 10.02.2011 года предусмотрена организация предоставления в 2011 году субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по капитальному ремонту дорог между Федеральным дорожным агентством и Кабинета Министров Республики Адыгея, ремонт указанной дороги запланирован на 2011 год.
Из утвержденного и согласованного плана следует, что капитальный ремонт гравийно-щебёночной дороги по <адрес> предусмотрен в 2011 году.
Таким образом, суд не усматривает со стороны Администрации бездействия в части обустройства дороги не принятия мер по финансированию проведения капитальных работ.
Не подлежит удовлетворению и требование о возложении обязанности на МУ «Благоустройство» провести капитальный ремонт дорожного покрытия обеспечив <адрес> твердым покрытием. Поскольку данное требование не основано на нормах права. Так согласно требований Федерального закона от 21 июля 2005года N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке и форме, установленной действующим законодательством путем проведения конкурсов (аукционов), по результатам проведения которого с победителем заключается муниципальный контракт на предмет проведения капитального ремонта дорожного полотна проезжей части улицы Белореченской. Таким образом, возложение обязанности на МУ«Благоустройство» не соответствует требованиям закона.
При таких обстоятельствах суд полагает в иске прокурору надлежит отказать
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Прокурора г. Майкопа к Администрации МО «Город Майкоп», МУ «Благоустройство», МУ «Управление капитального строительства Города Майкоп» о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Майкоп», по непринятию мер по организации благоустройства транспортной инфраструктуры – <адрес> незаконным, возложении обязанности на администрацию МО «Город Майкоп», выделить денежные средства на капитальный ремонт улицы и при выделении денежных средств обязать МУ «Благоустройство», провести капитальный ремонт дорожного покрытия, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: А.Н.Середа