по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б.,

с участием представителя Администрации МО «Город Майкоп» Зехова А.Н., представителя Военного комиссариата республики Адыгея и Майкопского городского отдела Туко А.К., представителя Комитета по образованию администрации МО «Город Майкоп» Четиной Е.А., представителя Министерства образования Республики Адыгея Воздамировой С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Майкоп», Комитету по образования МО «Город Майкоп» о признании незаконным бездействия Администрации МО «Город Майкоп», Комитету по образования МО «Город Майкоп» в части не обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов по основам военной службы, возложении обязанности на Администрацию МО «Город Майкоп», Комитет по образования МО «Город Майкоп» устранения нарушений Закона «Об образовании» и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп» в части не обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов по основам военной службы в образовательных учреждения города. Также просил обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп» устранить нарушения Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» путем проведения инвентаризации вооружения, техники и имущества, переданных образовательным учреждениям города в оперативное управление, а также направить в органы военного управления заявку на получение и ремонт вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Также просил обязать оборудовать в образовательных учреждениях города специализированные кабинеты для подготовки школьников по военно-учетным специальностям.

19 января 2011 года в качестве соответчика к участию по делу привлечен Военный комиссариат Республики Адыгея.

03.02.2011 года Прокурор г. Майкопа уточнил требования в части возложения обязанности по направлению в Военный комиссариат республики Адыгея информации для привлечения последнего к участию в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В остальном требования без изменения, просит удовлетворить.

В судебное заседание прокурор не явился, надлежаще уведомлен. Стороны настаивают на рассмотрении дела по существу.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А.Н. в судебном заседании показал, что военная подготовка проводится в рамках ОБЖ. Во всех образовательных учреждениях есть спортивные стадионы и в рамках урока физкультуры проводятся занятия.

Представитель заинтересованного лица Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп» Четина Е.А., в судебном заседании пояснила, что в 16 учебных заведениях из 26 есть специализированные кабинеты по начальной военной подготовке и ОБЖ с соответствующим инвентарем. Не во всех школах есть спортивные городки с элементами полосы препятствий, т.к. в 1991 году образовательные учреждения обязали произвести демонтаж сооружений. В трех школах есть спортивные городки с полосой препятствий.

Представитель соответчика Военного комиссариата Республики Адыгея и одновременно третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - отдела по городу Майкопу Военного комиссариата Республики Адыгея Туко А.К. в судебном заседании показал, что запросов на выделение инвентаря образовательным учреждениям и заявок на проведение их инвентаризации не поступало. В школах не готовят граждан по военным специальностям. В школе начальная военная подготовка в рамках ОБЖ. Полагает, что в совместном приказе не сказано о направлении заявок. Инструкция предусматривает содействие в совершенствовании материально-технической базы. Методическую помощь они оказывают. Просил отказать в удовлетворении заявления.

Представитель Министерства и образования республики Адыгея Воздамирова С.М., полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в настоящее время отсутствуют утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, а подготовленный рабочей группой Министерства образования и науки Российской Федерации проект федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования только вынесен на обсуждение общественности.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статья 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».

Статьей 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании» предусмотрено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися, навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В соответствии с нормами Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение последних 2 лет обучения.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Пункт 13 разд. 4 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134 определил, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007г. N03-898) определили, что Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10-м классе по одному часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовки обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» определил базовый и профильный уровень изучения ОБЖ.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ОБЖ на профильном уровне включает в себя: основы обороны государства (оборона государства - система мер по защите его целостности и неприкосновенности. Основные положения Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации. Основные угрозы военной безопасности России. Основные этапы создания, боевые традиции и воинские символы российской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, их правовой статус. Состав Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск, их предназначение и задачи. Другие войска, их состав и предназначение. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение Вооруженных Сил.).

Основы военной службы (Правовые основы военной службы. Воинская обязанность. Основные положения Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной гражданской службе".

Прохождение военной службы по призыву, контракту. Альтернативная гражданская служба. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Моральные, индивидуально-психологические и профессиональные качества гражданина, необходимые для военной службы. Психические свойства личности и психология воинского коллектива. Формы общения в воинском коллективе. Профилактика неуставных взаимоотношений.

Права и ответственность военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права.)

Согласно ст. 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании» информационное обеспечение образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Согласно п. 8 раз. 3 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134 к функции Военного комиссариата относиться - участие в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (п. 9 разд. 3):

-организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

-принимают участие в проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу. (Функции органы местного самоуправления являются исчерпывающим).

Пункт 11 разд. 3 указанной Инструкции установил, что руководители образовательных учреждений обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Пункт 14 раз. 4 Инструкции гласит: «В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер)».

С целью исполнения вышеуказанных нормативных актов и подготовки юношей допризывного возраста основам военной службы Администрацией МО «Город Майкоп» в лице Комитета по образованию совместно с Военным комиссариатом города Майкопа был составлен и реализуется совместный план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию школьников и подготовке к военной службе.

В 2009 - 2010 учебном году были проведены мероприятия, способствующие подготовке юношей допризывного возраста к военной службе: городская военно-спортивная игра «Зарница»; городские соревнования «Школа безопасности»; городской детский фестиваль - конкурс исполнителей и вокальных коллективов «Солдатская песня»; городские соревнования по пулевой стрельбе; День призывника; военно-спортивные соревнования «А - ну-ка, парни» (в общеобразовательных учреждениях); учебные сборы по основам военной службы с учащимися десятых классов ОУ.

Кроме того, в течение 2009 - 2010 учебного года было организовано посещение учащимися выпускных классов закреплённых за ОУ воинских частей, встречи с ветеранами Вооружённых Сил Российской Федерации. В республиканском Уроке мужества приняли участие 470 обучающихся 9 - 11 - х классов.

В соответствии с планом работы Комитета по образованию в марте 2010 года была проведена проверка по изучению преподавания ОБЖ в 5-11-х классах ОУ.

Согласно Требованиям к оснащению образовательного процесса соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования ОБЖ количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета ОБЖ рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Таким образом, Администрация МО «Город Майкоп» в лице Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп» в полном объеме исполняет свои функции указанные в Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134, а также образовательные учреждения в полном объеме исполняют требования данной инструкции и Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» в части обеспечения материально-техническим оснащением образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Данное обстоятельство подтверждается и материалами дела, так, из письма Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп» следует, что по состоянию на 23.09.2009 года в 9 общеобразовательных учреждениях имелись специализированные кабинеты ОБЖ, оснащенные средствами защиты, учебными и наглядными пособиями. Аналогичная информация содержится в письме администрации муниципального образования «Город Майкоп» на имя прокурора г. Майкопа от 17.09.2010 года.

Из показаний представителя Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп» Четиной Е.А. следует, что не во всех школах имеются специализированные кабинеты начальной военной подготовки и ОБЖ с соответствующим инвентарем, а так же спортивные городки с элементами полосы препятствий. Но поскольку данный стандарт носит рекомендательный характер, то правом на оборудование специальных кабинетов воспользовалось несколько образовательных учреждений.

Отсутствие бездействия Администрации МО «город Майкоп» подтвердило и Министерство образования и науки Республики Адыгея, которое в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (ст. 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»), осуществляет информационное обеспечение образовательных учреждений, организацию обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждения.

Из пояснения представителя Министерства следует, что «в учебных планах общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, как и в целом в Российской Федерации, нет учебного предмета «Основы военной службы».

Обучение учащихся 10-11 классов начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусмотрены в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). При этом, в соответствии с методическими рекомендациями (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. №03-898) на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне отводится по одному часу в неделю за счет часов вариативной части базисного учебного плана с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовки обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В учебных планах 10-х классов предусмотрены 5-дневные учебные сборы на базе воинской части для проведения практических занятий (строевая подготовка, огневая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, т.д.), которые ежегодно проводятся в конце учебного года (май-июнь).

Представитель Министерства Воздамирова С.М. так же пояснила, что в настоящее время отсутствуют утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, а подготовленный рабочей группой Министерства образования и науки Российской Федерации проект федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования вынесен на обсуждение общественности и будет принят с учетом всех высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений.

В соответствии сост. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений если законно не установлено иное. В нарушение указанной нормы прокурор не представил суду убедительных доказательств бездействия администрации МО «Город Майкоп».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Прокурором требование заявлено преждевременно, соответственно иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Майкоп», Комитету по образованию МО «Город Майкоп» о признании незаконным бездействия Администрации МО «Город Майкоп», Комитета по образованию МО «Город Майкоп» в части не обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов по основам военной службы, и возложении обязанности на Администрацию МО «Город Майкоп», Комитет по образованию МО «Город Майкоп» устранения нарушений Закона «Об образовании» и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: подпись А.Н.Середа

Копия верна: судья А.Н. Середа.