о взыскании субсидии на жилье



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 09 » марта 2011 года <адрес>

Майкопский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,

при секретаре Карагезьян Е.А.,

с участием прокурора Казачек А.Г.,

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Прокурора г. Майкопа в интересах Шкадова Ю.И. к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидии на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Майкопа в интересах Шкадова Ю.И. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей. В его обоснование указал, что Шкадов Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации <адрес> в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Шкадову Ю.И. жилое помещение либо социальная выплата на его приобретение не предоставлены, чем нарушены п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, п.1 ст.8 ФЗ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.30 постановления Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений». В соответствии с п.5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета РА на обеспечение жильем детей-сирот. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек, 33 кв. м на одиноко проживающих граждан, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, установленной Госстроем РФ. Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № среднерыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по РА на 4 квартал 2010 года составляет 19 800 руб. Просил признать бездействие ответчиков по непредоставлению Шкадову Ю.И. жилого помещения противоречащими законодательству, обязать Министерство образования и науки РА выделить администрации МО «Город Майкоп» денежные средства для приобретения жилья для Шкадова Ю.И. на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц, а Администрацию МО «Город Майкоп» обязать на выделенные денежные средства приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его Шкадову Ю.И. по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Шкадов Ю.И. в соответствии с требованиями ч.1 ст.39 ГПК РФ изменил предмет иска и просил взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА социальную выплату на приобретение жилья в размере 686400 руб., исходя из общей площади жилья 33 кв. м и среднерыночной стоимости 1 кв. м жилья в <адрес> на 1 квартал 2011 г. в размере 20800 руб.

Прокурор Казачек А.Г. поддержал измененный истцом Шкадовым Ю.И. иск.

Представители ответчиков, Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования Шкадова Ю.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Шкадов Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (согласно повторному свидетельству о смерти серии 1-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 вступившим в законную силу решением Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав), и с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи один человек состоит на учете в Администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в списке претендентов по МО «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № с даты постановки на жилищный учет, что подтверждается решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденного распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р. При этом, согласно названному решению жилищной комиссии, социальная выплата на приобретение жилого помещения будет предоставлена Шкадову Ю.И. при подходе его очереди и наличии денежных средств на эти цели.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

С учетом приведенной нормы суд приходит к выводу, что формирование Администрацией МО «Город Майкоп» дополнительного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получения жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального закона и нарушает права граждан указанной категории.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2008 год» (в редакции Закона <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ №) приостановлено действие Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, действие Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» приостановлено на период действия Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2008 год», то есть в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.

Из Приложении № к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» усматривается, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки <адрес>.

Согласно Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №) предусмотрены субсидии местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, на 2011 год в размере 60 млн. руб., из них только по МО «Город Майкоп» в сумме 19 967000 руб., из которых, согласно объяснениям представителей ответчиков, Администрации МО «Город Майкоп» в настоящее время выделено более 9 млн. руб., из которых освоено более 4 млн. руб.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).

На основании частей 2 и 3 ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений (далее – Порядок).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2011 года, которая по <адрес> установлена в размере 20800 руб.

При таких обстоятельствах размер социальной выплаты на приобретения жилья в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из 1 человека составит 686 400 руб. (33 м2 х 20800 руб.), которая и подлежит взысканию в пользу истца с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций, то есть иск Шкадова Ю.И. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г. Майкопа в интересах Шкадова Ю.И. к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидии на приобретение жилья удовлетворить.

Взыскать в пользу Шкадова Ю.И. с Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 686 400 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд.

Председательствующий - подпись А.Х. Булжатов