К делу №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
« 06 » апреля 2011 года <адрес>
Майкопский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,
при секретаре Карагезьян Е.А.,
с участием прокурора Лузиной Е.С.,
представителя Администрации МО «Город Майкоп» Карташёва И.Ю.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Прокурора г. Майкопа в интересах Крандышевой Е.А. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности переселить гражданина в другое благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Майкопа обратился в суд с иском в интересах Крандышевой Е.А. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и возложении обязанности обеспечения благоустроенным жилым помещением. В обоснование иска указал, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание в <адрес> в <адрес>, где проживает Крандышева Е.А. Постановлением ОГПН по <адрес> УГПН ГУ МЧС России по РА от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела. ФИО4 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалид по общему заболеванию и включена в соответствующий список, а также в общий список очередников. Согласно акту обследования жилого помещения № по <адрес> в <адрес>, составленному Управлением ЖКХ и благоустройства МО «Город Майкоп» Управления здравоохранения и социальных адресных программ МО «Город Майкоп», предоставление коммунальных услуг по данному адресу не осуществляется, после пожара имеются значительные повреждения. Также имеются нарушения санитарного характера – покрытие стен и потолка копотью, дощатый пол имеет следы гниения. <адрес> в <адрес> включен в реестр ветхого жилья МО «Город Майкоп». По заключению главного специалиста-эксперта Жилищной инспекции РА несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в ветхом состоянии и требуют проведения капитального ремонта. Жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Просил признать Крандышеву Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке как проживающую в жилом помещении, не соответствующем установленным требованиям; признать бездействие Администрации МО «Город Майкоп» незаконным и обязать обеспечить Крандышеву Е.А. благоустроенным жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Майкопа в соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ изменил предмет иска и просил суд признать бездействие Администрации МО «Город Майкоп» незаконным и обязать переселить Крандышеву Е.А. в другое благоустроенное жилое помещение на основании действующего Порядка переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов в МО «Город Майкоп».
Истец Крандышева Е.А. иск поддержала.
Представитель ответчика, Администрации МО «Город Майкоп», Карташёв И.Ю. иск не признал. В обоснование своих возражений пояснил, что истец Крандышева Е.А. состоит на учёте в Администрации с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в общем списке, а также в списке инвалидов. Право на внеочередное предоставление жилого помещения как инвалид истец не имеет, так как является инвалидом по общему заболеванию, а не в связи с заболеванием, перечень которого утверждён Правительством РФ.
Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке приведёт к нарушению прав других граждан, которые были поставлены на жилищный учёт раньше Крандышевой Е.А. Переселение истца из ветхого фонда в другое благоустроенное жилое помещение невозможно, так как срок реализации муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в <адрес>», утверждённой постановлением главы МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №, истёк ДД.ММ.ГГГГ По этой же причине с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу Порядок переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов в МО «Город Майкоп», на который ссылается прокурор. Просил в иске отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Прокурором г. Майкопа в интересах Крандышевой Е.А. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку действиями ответчика, по утверждению прокурора, нарушаются социальные права Крандышевой Е.А. на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, прокурор г. Майкопа вправе обратиться в суд с настоящим иском в её интересах. К тому же истец Крандышева Е.А. является инвалидом 1 группы по зрению, что ограничивает её возможности самостоятельно защищать свои права.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» истец Крандышева Е.А., проживающая по адресу: <адрес>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ст.49, п.п.1 п.1 ст.51, п.2 ст.52, п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, поставлена на учет в Администрации МО «Город Майкоп» для предоставления жилого помещения и включена в общий список и в список инвалидов по общему заболеванию на основании ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, собственником <адрес> в <адрес>, в которой проживает истец Крандышева Е.А., является гр-ка ФИО3, являющаяся, по словам истца, падчерицей последней.
ДД.ММ.ГГГГ в 09:29 часов в квартире, в которой проживает истец, произошло возгорание в связи с неосторожным обращением Крандышевой Е.А. с бытовым газовым прибором (газовая плита) ввиду её беспомощного состояния (инвалидности), что подтверждается постановлением инспектора ОГПН по <адрес> УГПН ГУ МЧС России по РА от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела по факту пожара в квартире истца (КРСП № от ДД.ММ.ГГГГ).
В результате возникшего пожара жилое помещение было повреждено, в связи с чем возникла необходимость ликвидировать последствия пожара путем проведения мероприятий по ремонту жилых и нежилых комнат, также поддерживающий текущий ремонт, произвести замену электропроводки на кухне, провести капитальный ремонт газовой плиты, либо ее замену, что подтверждается акта визуального обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе ведущих специалистов Управления ЖКХ и благоустройства МО «Город Майкоп», ведущего специалиста отдела муниципальных программ Управления здравоохранения и социальных адресных программ МО «Город Майкоп».
Как видно из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-об.), составленного главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции РА, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения № по <адрес> в <адрес> находятся в ветхом состоянии, требующем проведения капитального ремонта; жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 12, 20, 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако выявленные при обследовании помещения несоответствия требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, не являются основанием для признания этого жилого помещения непригодным для проживания, в соответствии с разделом III названного Положения.
Из Реестра ветхого жилищного фонда <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении городской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в <адрес>», усматривается, что в соответствии с решением Майкопского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ в состав ветхого фонда <адрес> был включён многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, литеры А, Б и В.
Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, прокурор просит обязать Администрацию МО «Город Майкоп», не дожидаясь установленной очереди предоставления жилого помещения, переселить Крандышеву Е.А. в другое благоустроенное жилое помещение на основании действующего Порядка переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов в МО «Город Майкоп».
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Истец Крандышева Е.А. не относится к категориям граждан, указанных в п.2 и 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
Что касается п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, то <адрес> в <адрес>, в которой проживает истец, не была признана непригодной для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, прокурором и истцом не представлены доказательства, что спорная квартира ремонту или реконструкции не подлежит, что является необходимым условием для внеочередного предоставления жилого помещения на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
Целями и задачами федеральной, республиканской и муниципальной программ Переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являлось переселение граждан из указанного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что квартира, в которой проживает истец, в установленном законом порядке признана либо ранее признавалась непригодной для проживания, ни прокурор, ни истец Крандышева Е.А. в нарушение требований ст.ст.12, 56 ГПК РФ суду не предоставили.
В соответствии с п.3.1 Порядка переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов в муниципальном образовании «Город Майкоп», утверждённого постановлением Администрации МО «Город Майкоп» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на который ссылается прокурор, жилые помещения предоставляются собственникам в случае, предусмотренном частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения, предназначенные для отселения граждан из ветхих и аварийных домов, приобретаются в собственность муниципального образования «Город Майкоп», а затем передаются отселяемым собственникам жилых помещений в собственность на основании договора мены, заключаемом между муниципальным образованием «Город Майкоп» и отселяемыми собственниками жилых помещений в ветхих и аварийных домах.
Как установлено выше, истец Крандышева Е.А. не является собственником жилого помещения, в котором проживает. Спорная квартира принадлежит падчерице истицы ФИО3, которая в квартире не проживает, и с просьбой о заключении договора мены её квартиры на другое благоустроенное жилое помещение, в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ и вышеназванным Порядком, не обращалась, свое волеизъявление в любой иной форме о даче такого согласия как собственник жилья также не выражала.
Кроме того, вышеназванный Порядок переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов в муниципальном образовании «Город Майкоп», утверждённый постановлением Администрации МО «Город Майкоп» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №.
К участию в деле гражданка ФИО3 судом не была привлечена, поскольку она в спорной квартире не проживает и переселению в другое благоустроенное жилое помещение не подлежит. Рассматриваемый спор заявлен прокурором в защиту социальных и жилищных прав гражданки Крандышевой Е.А.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска прокурора г. Майкопа, заявленного в интересах Крандышевой Е.А., надлежит отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Прокурора г. Майкопа в интересах Крандышевой Е.А. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности переселить гражданина в другое благоустроенное жилое помещение отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня принятия.
Председательствующий - подпись А.Х. Булжатов