Копия к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд <адрес> в составе
председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре Сорокиной А.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Алексейцевой Е.В.,
представителя заинтересованного лица – Министерства труда и социального развития <адрес> Долголенко О.В. (по доверенности),
представителя государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат» - Ягумовой М.Х. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Майкопский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития <адрес> и в обоснование заявления указал, что прокуратурой <адрес> в феврале 2011 года была проведена проверка в государственном учреждении <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат» на предмет исполнения законодательства о социальном обслуживании инвалидов.
В ходе проведенной проверки установлено, что ряд нарушений, на которые ранее было обращено внимание прокурора <адрес> в адресованном Кабинету Министров <адрес> представлении, не устранены.
Так, государственное учреждение «Адамийский психоневрологический дом-интернат» (далее Учреждение), в соответствии с Положением о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Уставом является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, осуществляет диспансеризацию инвалидов, лечение, организацию консультативной медицинской помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений; организацию согласно медицинским рекомендациям активирующей терапии, проведение комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению их личностного и социального статуса.
Проведенной проверкой было установлено, что учреждение рассчитано на 140 койко-мест и состоит из двух отделений: взрослое - на 70 койко-мест и детское - на 70 койко-мест.
Однако, в учреждении допускаются нарушения требований СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы», утвержденных постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В частности, площади спальных комнат взрослого и детского отделений не соответствуют требованиям санитарных правил - площадь на 1 место во взрослом отделении составляет от 3,2 кв.м до 5,8 кв.м; площадь на 1 место в детском отделении составляет от 3,9 кв.м до 5,5 кв.м, что не соответствует требованиям Приложения № санитарных правил СанПиН 2.1.2.2564-09.
Кроме того, в помещениях для круглосуточного пребывания подопечных взрослого отделения на момент проведения проверки проживало 79 подопечных.
В соответствии с требованиями п.4.9 СанПиН 2.1.2.2564-09 вместимость спальных комнат инвалидов хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности составляет 4-6 мест, а в спальных комнатах размещено от 6 до 13 инвалидов.
Кроме этого, было установлено, что во всех палатах имеются разрывы линолеума на полу, местами уложены новые листы линолеума с незафиксированными краями, что не позволяет качественно проводить уборку и дезинфекцию, а также может способствовать повышению травматичности при самостоятельном передвижении опекаемых и персонала.
В нарушение утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, в Учреждении отсутствует заведующий лечебной частью, врач, медицинские сестры по уходу (7 единиц).
В штате Учреждения отсутствует должностное лицо в ранге руководителя или заместителя руководителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, имеющего наличие высшего профессионального медицинского образования, послевузовского или дополнительного профессионального медицинского образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Министерством труда и социального развития населения РА не предпринимается мер к утверждению штатного расписания интерната, предусматривающего указанную должность.
Директор государственного учреждения - Ягумова М.Х. имеет высшее образование - «Заочный институт Советской торговли». Соответственно, имеющееся у директора учреждения образование не соответствует требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Положения о Министерстве труда и социального развития <адрес>, утвержденном постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство труда и социального развития РА утверждает бюджетную смету территориальных органов и подведомственных государственных учреждений <адрес>.
В соответствии с Приложением № к указанному постановлению, ГУ РА «Адамийский психоневрологический дом-интернат» является подведомственной министерству организацией.
Считает, что со стороны Министерства труда и социального развития <адрес>, как учредителя государственного учреждения «Адамийский психоневрологический дом-интернат», имеет место незаконное бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего финансирования государственного учреждения, следствием которого стало ненадлежащее исполнение возложенных на учреждение функций в соответствии с его профилем, целями и предметом деятельности.
Просил признать бездействие Министерства труда и социального развития <адрес> в части непринятия мер по надлежащему финансированию деятельности государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат», незаконным; обязать Министерство труда и социального развития <адрес> устранить допущенные нарушения и в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к финансированию и проведению мероприятий по:
- реконструкции детского отделения государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат»;
- приобретению мягкого инвентаря с учетом норм, утвержденных постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №;
- утверждению штатного расписания государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат» в соответствии с лицензионными требованиями на медицинскую и фармацевтическую деятельность;
- устранению нарушений требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения безопасных для человека условий труда, быта и отдыха.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования изменила и просила обязать Министерство труда и социального развития <адрес> устранить нарушения и в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к:
- завершению реконструкции детского отделения государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат»;
- к выделению денежных средств для приобретения мягкого инвентаря подопечным с учетом потребности учреждения, указанной в заявке на выделение дополнительных средств;
- к выделению денежных средств на закупку линолеума для спальных комнат, в которых имеются разрывы линолеума в целях устранения нарушения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы».
Представители заинтересованных лиц с заявленными требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать на том основании, что Министерством труда и социального развития <адрес> предпринимаются все возможные меры к надлежащему финансированию учреждению, однако они ограничены в этом предусмотренными бюджетом денежными средствами.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, считает, что заявление прокурора <адрес> не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как указывает прокурор, бездействие Министерства труда и социального развития <адрес> выражается в непринятии надлежащих мер по финансированию и обеспечению деятельности ГУ «Адамийский психоневрологический дом-интернат».
Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд считает, что со стороны Министерства труда и социального развития отсутствует бездействие в отношении обеспечения деятельности ГУ «Адамийский психоневрологический дом-интернат».
Так, постановлением кабинета министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы министерства труда и социального развития <адрес>» утверждено Положение о министерстве труда и социального развития <адрес> и перечень подведомственных министерству учреждений.
Согласно названному перечню Государственное учреждение <адрес> "Адамийский психоневрологический дом-интернат" относится к числу подведомственных министерству учреждений.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава Учреждения, утвержденного приказом Министра труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Учреждение финансируется за счет средств республиканского бюджета <адрес>, имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством труда и социального развития <адрес>».
Финансирование Учреждения осуществляется в соответствии со сметой расходов, которая составляется на основании соответствующего закона о республиканском бюджете <адрес>.
Уполномоченным органом по подготовке проекта закона <адрес> «О республиканском бюджете <адрес>» является Министерство финансов <адрес>.
Министерством осуществляется расчет потребности в средствах и направление в Министерство финансов <адрес> предложений к проекту закона <адрес> «О республиканском бюджете <адрес>».
В целях обеспечения полного финансирования Учреждения в 2010 году Министерством труда и социального развития <адрес> в процессе подготовки проекта республиканского бюджета <адрес> на 2010 год была представлена в Министерство финансов <адрес> заявка от ДД.ММ.ГГГГ на выделение дополнительных средств, в частности по Учреждению, в сумме 3985,9 тыс. руб.
Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» был принят с дефицитом, и предусматривал финансирование Учреждения в сумме 21767400 рублей.
Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» также был принят с дефицитом, в размере 989604,3 тысячи рублей, и предусматривает финансирование Учреждения, в сумме 25994400 рублей, что ниже потребности на 83540400 рублей.
В целях обеспечения надлежащего финансирования Учреждения, и в связи с представлением Прокуратуры <адрес> и актами контролирующих органов, Министерством направлялись письма в Министерство финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении дополнительных средств Учреждению в размере 83540400 рублей.
Кроме того, Министерством принимались иные меры по привлечению средств для финансирования Учреждения, в том числе связанного с реконструкцией детского отделения.
Так, были направлены письма:
- в Министерство экономического развития и торговли <адрес> направлены предложения для включения в Адресную инвестиционную программу <адрес> на 2009 - 2011 годы, о выделении средств на продолжение реконструкции детского отделения Учреждения, о включении в федеральную целевую программу «Доступная среда (2011-2015 годы), о включении в республиканскую инвестиционную программу на 2011 год.
- главному федеральному инспектору аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по <адрес> о выделении средств от ДД.ММ.ГГГГ на завершение реконструкции детского отделения Учреждения;
- в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ) о включении в федеральную
целевую программу «Доступная среда (2011-2015 годы);
- руководителю Администрации Президента <адрес> и Кабинета Министров <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ) о выделении средств из резервного фонда Президента <адрес> и включении в федеральную целевую программу «Доступная среда (2011-2015 годы);
- Президенту ОАО «НК «Роснефть» о выделении средств (от ДД.ММ.ГГГГ).
Оценив указанные материалы в совокупности, суд считает, что они служат достаточным доказательством того, что Министерством осуществляются и предпринимаются все необходимые меры по надлежащему финансированию и обеспечению деятельности Учреждения, в том числе по завершению реконструкции детского отделения Учреждения.
То обстоятельство, что республиканский бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в результате чего происходит недофинансирование учреждений социальной сферы, само по себе, не может свидетельствовать о бездействии профильного Министерства, поскольку Министерством предпринимались все необходимые и предусмотренные полномочиями меры, направленные на изыскание денежных средств из различных бюджетов, а также из внебюджетных средств, для финансирования учреждения.
В части требований прокурора о несоблюдении Учреждением требований пункта 4.12 СанПиНа 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы», согласно которому площадь спальных комнат следует принимать для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности 6-8 кв.м. на одно место, суд отмечает следующее.
В заявлении Прокурора указано на не соблюдение санитарных норм размещения подопечных в Учреждении, а именно площадь на 1 место во взрослом отделении составляет от 3,2 кв.м. до 5,8 кв.м, в детском отделении - от 3,9 кв.м до 5,5 кв.м.
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, в целях соблюдения норм обеспечения подопечных площадью Министерством было направлено в адрес Учреждения письмо ДД.ММ.ГГГГ 27/8-179 о принятии соответствующих мер.
Согласно информации директора Учреждения в настоящее время в результате проведенных мероприятий по приведению площадей фактического размещения подопечных требованиям указанного СанПиНа (перепрофилирование комнаты), средняя площадь на 1 ребенка составляет: в комнате №,04 кв.м, в комнате №,04 кв.м, в комнате№4 - 4,68 кв.м; во взрослом отделении, с учетом отселения подопечных в другое учреждение и перепрофилированием комнат плановый средний показатель составляет: 6 кв.м. на 1 человека.
Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и директор Учреждения.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия Министерства и в этой части.
Требование прокурора об обязании Министерства по выделению денежных средств на закупку линолеума для спальных комнат, в которых имеются разрывы, в целях устранения нарушения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, суд считает необоснованным ввиду следующего.
В заявлении Прокурора указано на имеющиеся в Учреждении разрывы линолеума на полу, наличие листов линолеума с незафиксированными краями, что не позволяет качественно доводить уборку и дезинфекцию, а также может способствовать повышению травматичности при самостоятельном передвижении подопечных и персонала.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5.1. Устава ГУ «Адамийский психоневрологический дом-интернат» Учреждение осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Учреждение имеет право привлекать для осуществления своей деятельности на договорной основе другие предприятия, учреждения, организации, приобретать основные средства за счет имеющихся финансовых ресурсов, оказываемой финансовой помощи – пункт 5.3 Устава.
В силу пунктов 4.7 - 4.8 Устава Учреждение вправе приобретать имущество и денежные средства в качестве благотворительной помощи, что является одним из источников финансирования Учреждения.
Как установлено в судебном заседании, 15.02. 2011 <адрес> был произведен прием гуманитарной помощи в виде линолеума в количестве 50 кв.м. Данный линолеум был постелен в местах разрыва.
Кроме того, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждение приобрело у ООО «Старичок-половичок» линолеум в количестве 70 кв.м. Факт приобретения линолеума подтверждается копией счета № от ДД.ММ.ГГГГ и накладной №.
Оспаривая бездействие министерства, прокурором указано на недостаточность бюджетного финансирования Учреждения на приобретение мягкого инвентаря на 2011 год (267,5 тыс.руб.)
Нормативный перечень мягкого инвентаря для обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, утвержден постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативных перечнях по обеспечению мягким инвентарем и среднесуточными продуктовыми наборами граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания».
Как видно из представленных Министерством доказательств, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обеспечение (с учетом склада) мягким инвентарем подопечных в Учреждении составляет с превышением указанного перечня.
Наличие мягкого инвентаря подтверждается инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Оспаривая бездействие Министерства в данной части, прокурор, в качестве требования указал на обязание Министерства к принятию мер по выделению денежных средств для приобретения мягкого инвентаря подопечных с учетом потребности учреждения, указанной в заявке на выделение дополнительных средств.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель учреждения обратилась к министру труда и социального развития <адрес> с перечнем необходимого Учреждению мягкого инвентаря по претензиям на 2011год, на сумму 3365026 руб.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель учреждения повторно обратилась к министру труда и социального развития <адрес> с уточненным (с учетом товарно-материального остатка) перечнем необходимого Учреждению мягкого инвентаря по претензиям на 2011год, на сумму 500000 рублей.
Согласно представленной представителем Министерства Информации об изменениях к смете доходов и расходов № от ДД.ММ.ГГГГ (строка – увеличение стоимости материальных запасов) указанные денежные средства были перечислены и поступили в Учреждение.
Факт поступления указанных денежных средств подтвердил в судебном заседании и руководитель Учреждения.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства, суд приходит к выводы, что со стороны Министерства труда и социального развития <адрес> отсутствует бездействие в отношении подведомственного ему государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора <адрес> обязать Министерство труда и социального развития <адрес> устранить нарушения и в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к:
- завершению реконструкции детского отделения государственного учреждения <адрес> «Адамийский психоневрологический дом-интернат»;
- к выделению денежных средств для приобретения мягкого инвентаря подопечным с учетом потребности учреждения, указанной в заявке на выделение дополнительных средств;
- к выделению денежных средств на закупку линолеума для спальных комнат, в которых имеются разрывы линолеума в целях устранения нарушения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Г.А. Зубков