о взыскании субсидий на приобретение жилья



Копия к делу № 2-1206 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Поплавко Т.А.

при секретаре Скнарь А.В.

с участием представителя истца Шевченко А.С. по доверенности Хачмамук Л.В.

представителя ответчика администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Зехова А.Н.

представителя Министерства образования РА по доверенности Самоквитовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шевченко Александра Сергеевича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко А. С. обратился в суд с иском, в котором просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения и взыскать субсидиарно с администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в его пользу социальную выплату на приобретение жилья. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своевременно, до достижения 23-летнего возраста, он не обратился в администрацию МО «Город Майкоп» по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поскольку не знал о том, что дети-сироты должны обеспечиваться жильем. Органы опеки и попечительства в свою очередь не приняли мер по защите его жилищных прав. О том, что он имеет право на жилье, узнал от брата, после чего обратился в Администрацию МО «Город Майкоп», где ему объяснили, что в связи с тем, что ему более 23 лет, а именно 23 года и 2 недели он утратил право на получение жилья. В настоящее время он женат и имеет 2 детей. Своего жилья его семья не имеет в связи с чем просит признать его, составом семьи 4 человека нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения и взыскать субсидиарно с администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в его пользу социальную выплату на приобретение жилья в размере 1497 600 рублей.

В судебном заседании представитель истца Шевченко А.С. по доверенности Хачмамук Л.В. поддержала исковые требования и просила признать Шевченко А.С., нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения и взыскать субсидиарно с администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в его пользу социальную выплату на приобретение жилья в размере 1497 600 рублей.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А.Н. в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать, пояснив, что в апреле 2011 года субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут дополнительно перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истец Шевченко А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 13.12.1993года родители истца Шевченко С.Н. и Окопная Е. Я. были лишены родительских прав.

Из справки № 367/1 от 11.02.2011 года видно, что Шевченко А.С. находился на содержании в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 31.12.1994 года по 01.09.2003 года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, истец не имеет на праве собственности жилое помещение.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что истец до достижения 23-летнего возраста не обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истца, в том числе по защите его жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истцу его право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако, органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем он своевременно (до 23 лет) не обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на учет. Таким образом, суд считает, что отсутствует вина истца в несвоевременном обращении по вопросу признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу вышеизложенного, исковые требования о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.

Требования о взыскании социальной выплаты также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, с учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Из пояснений представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л. В. следует, что в апреле 2011 года субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут дополнительно перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 года № 10 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на первый квартал 2011 года, которая составляет 20800 рублей.

В судебном заседании установлено, что истец Шевченко А.С. состоит в браке с Чернышовой А.Н., что подтверждается свидетельством о браке № № выданного ДД.ММ.ГГГГ, и имеет от брака двух детей - Шевченко Л.А., согласно свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ и Шевченко Г.А., согласно свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, супруга истца -Чернышова А.Н. так же не имеет на праве собственности жилое помещение.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 4 человека.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из следующих расчетов: 72кв.м. х 20800 руб. = 1497 600 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1497600 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Шевченко Александра Сергеевича к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Признать Шевченко Александра Сергеевича, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составом семьи 4 человека.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Шевченко Александра Сергеевича за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 1497 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись Т.А. Поплавко

Копия верна: судья Т.А. Поплавко