К делу № 2-1485/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
« 19 » мая 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,
при секретаре Карагезьян Е.А.,
с участием представителей Военкомата РА Гудзь Г.Н. и Туко А.К.,
представителя Государственной инспекции труда в Республике Адыгея Табакова И.Л.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по заявлению Военного комиссариата Республики Адыгея об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Адыгея,
У С Т А Н О В И Л :
Военкомат РА обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Адыгея. В обоснование заявления указал, что предписанием государственного инспектора труда ФИО1 № 24-11/3 от 26.04.2011 г. на Военкомат РА возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: «Повторно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда Отдела военного комиссариата Республики Адыгея по городу Майкопу. Основания: п.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2010 г. № 205н, Указание Руководителя Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД) от 28.03.2011 г. № 256-ПР. (Аттестация проведена организацией, не прошедшей аккредитацию – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» отсутствует в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда)». Данное предписание является незаконным, т.к. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» имело право на проведение аттестации до 01.12.2010 г. Между Военкоматом РА и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» был заключен договор от 24.11.2009 г. № 830 об оказании платной услуги на аттестацию рабочих мест по условиям труда. Акт выполненных работ № 5317 подписан сторонами 02.12.2009 г. Готовые материалы аттестации получены сотрудником Военкомата РА от ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» 29.11.2010 г. В Государственную инспекцию труда в Республике Адыгея материалы аттестации были представлены 04.04.2011 г. То есть, аттестация была проведена в период, когда аттестующая организация ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» имела право на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Представление материалов аттестации в Государственную инспекцию труда в Республике Адыгея после истечения срока действия лицензии не может служить основанием для признания результатов аттестации недействительными. Просил отменить предписание от № 24-11/3 от 26.04.2011 г. о возложении на Военкомат РА обязанности повторно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда отдела Военкомата РА по г. Майкопу.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Адыгея - государственный инспектор труда Табаков И.Л. с заявлением Военкомата РА не согласился. В обоснование своих возражений пояснил, что в декабре 2010 им проводилась проверка Военкомата РА в части соблюдения трудового законодательства. При этом было установлено, что в Военкомате РА отсутствуют материалы аттестация рабочих мест, что признали представители Военкомата РА и что отражено им в акте проверки от 14.12.2010. В феврале 2011 г. ему были представлены материалы аттестации рабочих мест в отношении Военкомата РА, а в апреле 2011 г. – в отношении Отдела Военкомата РА по г. Майкопу. Как пояснили ему представители Военкомата РА, материалы в отношении Отдела по г. Майкопу были получены ими из ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» только 31.12.2010 г., возвращены назад для устранения недостатков и вновь получены Военкоматом в марте 2011 г. Однако ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» до настоящего времени не является аккредитованной организацией, и в соответствии с приказом Минздрава № 205н от 01.04.2010 г. с 01.12.2010 г. названная организация не имеет право проводить какие-либо мероприятия по аттестации рабочих мест, в том числе устранять выявленные работодателем недостатки в выданных документах. Кстати сами материалы аттестации были получены Военкоматом РА уже после этого срока, 31.12.2010 г. Полагает вынесенное им предписание законным и обоснованным, в связи с чем, просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Военкоматом РА требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.357 Трудового кодекса РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст.361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Заявление об оспаривании предписания государственного инспектора труда подается в суд и рассматривается в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из оспариваемого предписания Государственной инспекции труда в РА № 24-11/3 от 26.04.2011 г. видно, что оно адресовано государственным инспектором труда ФИО1 Военному комиссару РА ФИО2 В предписании указано на нарушение требований п.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2010 г. № 205н, указания Руководителя Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД) от 28.03.2011 г. № 256-ПР, которое выражается в том, что аттестация рабочих мест в Отделе Военкомата РА по г. Майкопу проведена организацией, не прошедшей аккредитацию - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА», она отсутствует в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В связи с этим, Военному комиссару РА ФИО2 предписано в срок до 01.08.2011 г. повторно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда Отдела Военного комиссариата РА по г. Майкопу.
Пунктом 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включённые в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утверждённый настоящим приказом (куда относятся и услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда), вправе оказывать данные услуги после вступления в силу настоящего приказа до 1 декабря 2010 года.С 1 декабря 2010 года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
Заявитель, Военкомат РА, мотивирует свои требования тем, что аттестация рабочих мест Отдела Военкомата РА по г. Майкопу была завершена организацией, не имеющей аккредитации для оказания таких услуг, в частности, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА», до 1 декабря 2010 г., то есть нарушение п.3 приказа Минздрава РФ от 01.04.2010 г. № 205н отсутствует.
Таким образом, существенным обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего дело по существу, является установление времени, когда ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» завершило оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда Отдела Военкомата РА по г. Майкопу.
Из материалов дела видно, что 24.11.2009 г. между Военкоматом г. Майкопа РА (до 01.12.2009 г. являвшегося юридическим лицом, а с 01.12.2009 г. по настоящее время – структурным подразделением Военкомата РА) и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» был заключен договор от 24.11.2009 г. № 830 об оказании платной услуги на аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Согласно п.5.2 вышеназванного договора, услуги считаются оказанными после подписания акта приема-сдачи представителями сторон.
Заявителем представлен акт выполненных работ № 5317, подписанный сторонами по названному выше договору 02.12.2009 г.
Однако указанный документ нельзя признать доказательством того, что услуги по аттестации рабочих мест были завершены 02.12.2009 г. ввиду следующего.
Акт выполненных работ со стороны заказчика подписан представителем Военкомата г. Майкопа 02.12.2009 г., когда Военкомат г. Майкопа не являлся юридическим лицом, а являлся структурным подразделением Военкомата РА.
Кроме того, 02.12.2009 г. материалы аттестации рабочих мест по условиям труда Отдела Военкомата РА по г. Майкопу не были получены Военкоматом РА от ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА».
Так, из акта проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 14.12.2010 г. № 46-10/2, составленного государственным инспектором труда ФИО1 и подписанным, в том числе ВрИО Военного комиссара РА ФИО2, видно, что на момент проверки (с 07.12.2010 г. по 14.12.2010 г.) в Военкомате РА отсутствовали материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые, по словам представителей Военкомата РА, находились в стадии оформления.
Из журнала регистрации и выдачи карт аттестации рабочих мест ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» и ответа указанной организации на запрос и. о. руководителя Госинспекции труда в РА от 18.05.2011 г. № 563 усматривается, что карты аттестации рабочих мест по условиям труда, касающиеся Отдела Военкомата РА по г. Майкопу, были получены представителем заказчика ФИО3 29.10.2010 г., то есть до 1 декабря 2010 г.
Однако материалами аттестации рабочих мест по условиям труда являются не только карты аттестации рабочих мест.
В соответствии с п.45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, из которых организацией, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест, выдаются работодателю, кроме карточек аттестации рабочих мест, перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; ведомость рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда; сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда.
Из объяснений начальника строевого отделения по охране труда Военкомата РА ФИО4 на имя госинспектора труда в РА ФИО1 от 25.04.2011 г. усматривается, что документы с материалами аттестации рабочих мест в отношении Военкомата РА были представлены ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в конце ноября 2010 г., а в отношении Отдела по г. Майкопу 31.12.2010 г, после чего был издан приказ Военного комиссара РА о завершении аттестации рабочих мест. Заверенные копии аттестации рабочих мест были направлены в Гострудинспекцию в РА в отношении работников Военкомата РА 14.01.2011 г., а в отношении работников Отдела по г. Майкопу 31.03.2011 г. Последние были высланы позже, в связи с устранением недостатков.
Из объяснений старшего помощника начальника отдела по правовой работе Военкомата РА ФИО3 на имя госинспектора труда в РА ФИО1 от 19.04.2011 г. усматривается, что ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» передал им в Военкомат РА на согласование материалы по аттестации рабочих мест в феврале 2011 г. Эти материалы были ими изучены и переданы в ФГУЗ для исправления ошибок. Окончательный вариант был им передан 20 февраля 2011 г. В период прохождения аттестации в Военкомате РА происходила масштабная реорганизация (Военкомат г. Майкопа стал структурным подразделением Военкомата РА – Отделом по г. Майкопу), в ходе которой переносились кабинеты и рабочие места, в связи с чем, первоначальная аттестация стала неактульной. Аттестация рабочих мест, начатая ещё в конце 2009 года, была завершена (с учётом новых рабочих мест).
Объяснения представителя Военкомата РА Туко А.К., данные им в судебном заседании, в той части, что данные им 19.04.2011 г. объяснения не соответствуют действительности, суд считает недостоверным доказательством, направленным на представление обстоятельств дела в выгодном для его работодателя, от которого он находится в служебной зависимости, свете.
На всех документах, касающихся аттестации рабочих мест в Отделе Военкомата РА по г. Майкопу, стоят подписи председателя аттестационной комиссии ФИО3 от 15.12.2009 г. Однако указанная дата не соответствует действительности, что признал в своих объяснениях от 19.04.2011 г. сам ФИО3, объяснивший данный факт тем, что замеры проводились в декабре 2009 года, а «договор заключался с Военкоматом г. Майкопа (ныне не существующая организация), следовательно, и принимать работу должна именно эта организация».
Оценив вышеназванные доказательства в их взаимной связи, суд считает установленным, что после 1 декабря 2010 г. в нарушение п. 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2010 г. № 205н ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» продолжал проводить мероприятия по аттестации рабочих мест Отдела Военкомата РА по г. Майкопу при отсутствии аккредитации, то есть результаты аттестации, предоставленные заявителем в Гострудинспекцию в РА, являются недействительными.
Следовательно, Государственная инспекция труда в Республике Адыгея в полном соответствии с требованиями закона вынесла Военкомату РА предписание № 24-11/3 от 26.04.2011 г. о возложении обязанности провести повторную аттестацию рабочих мест.
При таких обстоятельствах заявление Военкомата РА не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности.
Руководствуясь ст.ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Военного комиссариата Республики Адыгея об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Адыгея от № 24-11/3 от 26.04.2011 г. отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.
Председательствующий А.Х. Булжатов