Копия к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Гуагова Р.А., при секретаре Евмененко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Соболевой Кристины Геннадьевны к администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Соболева К.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья и в обоснование своих требований указала, что с 08.04.2010г. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации г.Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи из одного человека. Однако, до настоящего времени, жилое помещение, либо социальная выплата на его приобретение, ей не предоставлены, согласно письма от 12.07.2009г. администрация МО «Город Майкоп» не имеет возможности улучшить ее жилищные условия. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. с изменениями и дополнениями от 22.08.2004г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 10 Постановления Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, предусмотренном «Положением о предоставлении социальной выплаты и приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством». В соответствии с п.5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета РА на обеспечение жильем детей-сирот. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленной Госстроем РФ. Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011г. №20 средне рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по РА на 1 полугодие 2011 года составляет 20800 рублей. Просит взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА социальную выплату на приобретение жилья в размере 686 400 рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования и просила взыскать с ответчиков социальную выплату на приобретение жилья в размере 686400 рублей.
Представитель ответчика администрации МО «Город Майкоп» Божкова Ю.В. по доверенности, исковые требования не признала, ввиду отсутствия денежных средств для выплаты Соболевой К.Г., кроме того данная функция является расходным обязательством субъекта РФ, согласно законодательства.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитова Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что средства в размере 19967 000 рублей на счет администрации муниципального образования «Город Майкоп» перечислены. Право Соболевой на получение жилья ими не оспаривается, но поскольку средства уже почти исчерпаны, остаток составил 1310180 руб.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, Соболева К.Г., 01.10.1991г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец признан безвестно отсутствующим решением Шовгеновского районного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ Соболева К.Г. не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации ею не использовано. В период с 08.04.2010г. и по настоящее время истец состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).
В силу ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008г. №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27.12.2007г. №138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».
Однако, в силу ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27.12.2007г. №138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.
Из приложения №14 к Закону Республики Адыгея от 08.12.2009 года №306 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2010 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).
На основании ч.2, 3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем Соболевой К.Г., как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. №74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 21 января 2011 года №20 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первое полугодие 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Адыгея, которая составляет 20800 рублей.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из следующих расчетов: 33 кв. м. х 1 (состав семьи Соболевой К.Г.) х 20800 руб. = 686 400 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 686400 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Соболевой Кристины Геннадьевны к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозмездной субсидии на приобретение жилья, удовлетворить.
Взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Соболевой Кристины Геннадьевны, 01.10.1991 года рождения, социальную выплату на приобретение жилья в размере 686400 рублей за счет казны Республики Адыгея.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий подпись Р.А. Гуагов
Копия верна: Судья Р.А. Гуагов