К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «20» июня 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А. при секретаре Ачмиз А.А., с участием представителя истцов – Басиева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Родионова Александра Александровича и Дорощука Виктора Леонтьевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по выплате пенсии, У С Т А Н О В И Л : Истцы Дорощук В.Л. и Родионов А.А. обратились в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недополученной пенсии. В обоснование иска указали, что были уволены из Вооруженных Сил СССР с должности начальника службы горючего и смазочных материалов с должностным окладом 145 руб.. Указом Президента СССР от 19.12.1991 г. №УП-3074 и Приказом Министра обороны СССР от 24.12.1991 г. №585 был предусмотрен ежегодный пересмотр размеров пенсий, с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 01.01.1992 г.. Между тем перерасчет пенсий был произведен в соответствии с ведомственными таблицами, приложенными к специальным указаниям Центрального финансового управления МО СССР от 25.12.1991 г.. При перерасчете пенсии ответчиком размер пенсии был исчислен исходя из должностного оклада в размере 1078 рублей, хотя, по мнению истцов, пенсия должна была быть рассчитана исходя из среднего значения должностного оклада 1083-1178 рублей (т.е. из 1130,5 руб.), что основано на письме Департамента социальных гарантий МО РФ от 26.04.2010 г., полученного по запросу судьи Куадже Т.А.. Пенсия, исчисленная из заниженного размера оклада начислялась до 01.08.1992 г.. Однако Постановлением Правительства РФ от 06.06.1992 г. №382 с 01.06.1992 г. были установлены новые должностные оклады, установленные путем умножения в 1,8 раза должностных окладов, которые были определены Постановлением Правительства №155 от04.03.1992 г.. Между тем, ответчиком перерасчет пенсии был произведен только лишь с 01.08.1992 г., но при этом должностной оклад истцов из которого исчислялась пенсия, был определен с помощью таблиц Центрального финансового управления Министерства обороны, а не исходя из Постановления Правительства и составлял 3720 рублей, вместо положенных 4185 рублей. Кроме того, указали, что с 01.11.1992 г. работники Военного комиссариата РА произвели перерасчет пенсии на основании Постановления Правительства РФ №783 от 14.10.1992 г., но увеличили ее только в 1,3 раза вместо положенных 1,5 раз и при этом необоснованно при расчете размера пенсии применили понятие 10 кратного МРОТа. Таким образом, по мнению истцов, в результате допущенных ответчиком ошибок задолженность по выплате пенсии с учетом инфляции составила перед Дорощуком В.Л. – 29275 руб. 02 коп., а перед Родионовым А.А. 28647 руб. 69 коп.. Кроме того, истец Родионов указал, что ответчиком была допущена ошибка при начислении задолженности по 25% надбавке к должностному окладу и соответственно недоплачена пенсия за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г., поскольку на момент перерасчета задолженности ему был установлен должностной оклад соответствующий 8 тарифному разряду, а ему выплатили задолженность исходя из 3 тарифного разряда, а, следовательно, еще недоплатили 5854 руб. 60 коп. Просили взыскать с Военного комиссариата по всем основаниям сумму задолженности: в пользу Дорощука В.Л. 29275,02 руб., в пользу Родионова А.А. 34502,29 руб.. Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска. Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея в судебное заседание не явился и не представил сведений об уважительности причин неявки в связи с чем суд в соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях, представленных суду, иск не признал, и указал, что никакой задолженности перед истцами у ответчика не имеется, просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений указал, что при первоначальном назначении пенсии истцам в расчет брался должностной оклад по последней штатной должности, который у них составлял 145 рублей. С 1 января 1991 г. истцам при расчете пенсии брался оклад по воинской должности в размере 195 рублей. В дальнейшем Указом Президента СССР от 19.12.1991 г. №УП-3074 и Приказом Министра обороны СССР от 24.12.1991 г. №585 был предусмотрен ежегодный пересмотр размеров пенсий, с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 01.01.1992 г.. При этом перерасчете Военный комиссариат руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО СССР от 25.12.1991 г. и ведомственными переводными таблицами, согласно которым должностному окладу истца при увольнении в размере 145 рублей соответствовал должностной оклад в размере 1078 рублей. В связи с тем, что в 1992 г. военнослужащим проходящим службу повышалось денежное довольствие с 1 февраля 1992 г., с 1 июня 1992 г. и оклады по воинским званиям с 1 августа 1992 г., а оснований для перерасчета пенсии не имелось в силу закона, то Указом Президента РФ от 16.07.1992 г. №781 и Приказом Министра обороны РФ от 16.07.1992 г. №70 был определен порядок перерасчета пенсии с 1 августа 1992 г.. При этом перерасчете пенсий ответчик также руководствовался специальными указаниями Центрального финансового управления МО РФ от 25.07.1992 г. и ведомственными переводными таблицами к данным указаниям, в связи с чем истцам был установлен должностной оклад при перерасчете пенсии в размере 3720 рублей. С 1 ноября 1992 г. постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г. №783 устанавливалось увеличение размеров должностных окладов военнослужащих, однако правовых оснований для увеличения пенсий пенсионерам Минобороны не было, поскольку действовавшее законодательство не предусматривало возможность одновременного перерасчета пенсии при увеличении денежного довольствия у действующих военнослужащих. В связи с эти МО РФ приняло решение об увеличении всех видов пенсий с 1 ноября на 30 %, а, следовательно, оснований для нового перерасчет уже не имелось. Также считает, что истец Родионов необоснованно в своих расчетах не применил положения установленные Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 г. №725, предусматривающим, что при исчислении пенсии учитывается денежное довольствие военнослужащего в части не превышающей 10 МРОТ полностью, а остальная часть в размере 50%, а поэтому просил в иске отказать. Выслушав мнение представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что Приказом заместителя Министра обороны СССР от 30 января 1986 года № 078 Дорощук В.Л. был уволен с действительной военной службы с должности начальника службы горючего и смазочных материалов войсковой части 83477. С 11 апреля 1986 года Дорощук В.Л. является пенсионером Министерства обороны РФ, ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере 151 руб. 05 коп., исходя из должностного оклада 145 руб., установленного истцу на момент увольнения и указанного в его расчетной книжке. Приказом Министра обороны СССР от 4 декабря 1975 года № 01187 Родионов А.А. был уволен с действительной военной службы с должности начальника снабжения горюче-смазочными материалами 340 артиллерийского полка 9 мотострелковой дивизии. С 28 марта 1976 Родионов А.А. является пенсионером Министерства обороны РФ, ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере 132 руб. 50 коп., исходя из должностного оклада 145 руб., установленного истцу на момент увольнения и указанного в его расчетной книжке. С 01 января 1991 года расчет пенсии истцам произведен исходя из должностного оклада 195 руб. Согласно п. 1 Указа Президента СССР от 19 декабря 1991 года № УП-3074 пенсии за выслугу лет и по инвалидности лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семей, назначенные в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", начиная с 1 января 1992 года ежегодно подлежали пересмотру исходя из существующего по состоянию на 1 января уровня учитываемого при исчислении им пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, состоящих на службе. В соответствии с данным Указом Президента СССР размер пенсии Дорощуку В.Л. с 01 января 1992 года был увеличен до 974 руб. 40 коп., а Родионову А.А. до 937 руб. 06 коп. Данный размер пенсии был исчислен Военным комиссариатом исходя из должностного оклада 1078 руб. на основании расчетных данных, разработанных с учетом уровня повышения должностных окладов соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, которые были приведены в Указании Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются документами, имеющимися в данном гражданском деле, а также в материалах пенсионных дел Дорощука В.Л. и Родионова А.А.., представленных Военным комиссариатом Республики Адыгея. Анализируя доводы сторон спора, законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих, действующее в спорный период, и доказательства, собранные по делу, суд не находит достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего Как следует из обстоятельств дела, требования истцов о признании неправомерными действий по исчислению пенсии с 01 января 1992 года, исходя из должностного оклада в размере 1078 руб., и необходимости перерасчета пенсии с 01 января 1992 года исходя из должностного оклада в размере 1130,5 руб., а также требования о признании неправомерными действий по перерасчету пенсий с 1 августа 1992 г. и 1 ноября 1992 года, сводятся к тому, что размер должностного оклада, принимаемый Военным комиссариатом Республики при исчислении его пенсии в указанный период, по мнению истца и его представителя, должен был соответствовать максимальному размеру должностного оклада на указанную дату, установленному военнослужащим, состоящим на военной службе в должности, занимаемой истцами на момент увольнения, т.е. «начальник службы горюче-смазочных материалов», а впоследствии должен был изменяться одновременно с увеличением должностных окладов действующих военнослужащих. Однако суд не может согласиться с данной позицией истца и его представителя. Согласно ст. 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих», действующего в спорный период времени, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу)в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР. В соответствии со ст. 66 данного Закона пенсии, исчисленные из заработка (денежного довольствия) в соответствии со статьями 14, 15, 23 - 26, 39 и 40 настоящего Закона, ежегодно повышаютсяс учетом изменения индекса стоимости жизни и роста заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР,но не менее чем на 2 процента заработка (денежного довольствия), из которого исчислена пенсия. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725 пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,исчисляются из денежного довольствия, выплачиваемого этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового составана день увольнения со службы(с учетом подпункта "б" пункта 2 настоящего Постановления), а уволенным со службы до введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" - из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на день введения в действие этого Закона. Денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть - в размере 50 процентов. Положениями п. 2 данного Постановления, предусматривалось, что исчисление пенсии лицам офицерского состава (кроме указанных в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта) производилось из оклада по последней штатной должности (включая прибавку взамен продовольственного пайка), оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов. Предельные размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (пункт 1 настоящего Постановления),повышаются с увеличением минимальной заработной платы.При этом повышение их производится с 1 июля, если увеличение минимальной заработной платы произведено до 1 июля, и с 1 января следующего года, если увеличение минимальной заработной платы произведено с 1 июля или позднее. При этом, согласно п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службылиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, присвоение военнослужащим в период пребывания их в запасе очередных воинских званийне являются основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий. Из вышеприведенных правовых норм следует, что действующее в указанные периоды времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы). При этом, норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих (либо их соответствующих категорий) была введена с 01 февраля 1993 года и содержалась в Законе РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статья 49). До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускалсятолько в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих в спорный период регулировались разными нормативно-правовыми актами. При указанных обстоятельствах, по состоянию на 01 января 1992 года в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе. В этой связи, суд считает необоснованными доводы представителя истца о необходимости исчисления пенсии с 01 января 1992 года исходя из размеров должностного оклада в размере указанном истцами, т.е. 1130 руб. 50 коп., а также необходимости последующего перерасчета пенсии с 1 июня 1992 г. и 1 ноября 1992 г. в размерах, указанных истцами. Ссылка на письмо Департамента социальных гарантий МО РФ, по мнению, также является необоснованной, поскольку противоречит раннее данным Указаниям Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444, содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов. Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о том, что Военный комиссариат Республики Адыгея после назначения истцам пенсии располагал сведениями о всех последующих изменениях размеров должностных окладов по их должностям, в том числе по состоянию на 01 января 1992 года, поскольку в расчетной книжке истцов размер должностного оклада был указан на дату его увольнения. Более того, обязанность Военного комиссариата Республики Адыгея, как органа пенсионного обеспечения, по контролю за изменением размеров должностных окладов по конкретным воинским должностям, вообще не вытекала из смысла действующего на тот момент законодательства, поскольку, как указывалось выше, до 01 февраля 1993 года в законе отсутствовали условия для перерасчета пенсии одновременно с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих Принимая во внимание, что в Указе Президента СССР от 19 декабря 1991 года № УП-3074, который послужил основанием для перерасчета пенсий с 01 января 1992 года, не был установлен конкретный уровень увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, подлежащий принятию для расчета пенсии, учитывая то обстоятельство, что в указанный период времени органы пенсионного обеспечения не могли располагать сведениями о размерах увеличенного денежного довольствия по конкретным воинским должностям в связи с иным установленным порядком пересмотра пенсий, суд считает, что Военный комиссариат Республики Адыгея при увеличении истцам размера пенсии с 01 января 1992 года обоснованно руководствовался Указанием Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444, содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов. Основываясь на вышеизложенном, суд находит требования истцов о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В части требований Родионова А.А. о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. производство по делу прекращено определением суда от 20.06.2011 г.. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Родионова Александра Александровича и Дорощука Виктора Леонтьевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по выплате пенсии, отказать ввиду необоснованности заявленных требований. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2011 г. Председательствующий Ю.А. Богус