К делу № Майкопский городской суд Республики Адыгея Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А. Н., при секретаре Куминовой Е. В., с участием: представителя истца Кобзаревой М. С. – Блягоз А. С. (по доверенности); представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Тешев С.Р. (по доверенности); представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кобзаревой Марины Сергеевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» об отказе в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л: Кобзарева М. С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея, в котором просила признать ее составом семьи 2 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставить ее в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Кроме того, просила взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в ее пользу за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 873600 рублей. В заявлении о дополнении исковых требований Кобзарева М. С. наряду с заявленными требованиями просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» об отказе в признании ее составом семьи 2 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении в список претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. В судебном заседании представитель истицы Блягоз А. С. поддержал исковые требования в полном объеме и в их обоснование показал, что истица относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица состоит в браке с гражданином Калининым О. С. Истица и ее супруг не имеют на праве собственности жилого помещения. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» истице отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г. Майкопе. Отказ является незаконным, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться жильем по месту жительства и по месту временного пребывания. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Истица Кобзарева М. С. в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, но с участием представителя Блягоз А. С. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Тешев С.Р. в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» об отказе в признании истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения является законным, поскольку истица не зарегистрирована по месту жительства в г. Майкопе. Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать. Социальную выплату на приобретение жилья просила взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп». Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Как установлено в судебном заседании, истица Кобзарева М. С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Майкопе. Решением Майкопского городского суда от 04.03.2009 года ее отец Кобзарев С. П. и мать Кобзарева В. В. были лишены родительских прав. Из справки администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.04.2011 года усматривается, что Кобзарева М. С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местом ее первичного выявления как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является город Майкоп. Закрепленного жилья за ней не числится. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года истица состоит в зарегистрированном браке с гражданином Калининым О. С., что усматривается из свидетельства о заключении брака серии №, запись акта № № от ДД.ММ.ГГГГ года. По сведения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, за истицей и ее супругом не числится на праве собственности жилое помещение. За супругом истицы Калининым О. С. на праве собственности зарегистрирован садовый домик, расположенный по адресу: <адрес> Однако, данный садовый домик является нежилым, что усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2011 года. Из справки от 21.04.2011 года № 36 усматривается, что 15.06.2010 года истица окончила обучение в МОУ ВСОШ № 1 г. Майкопа. Судом установлено, что 11.05.2011 года истица обращалась в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о признании ее составом семьи 2 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.05.2011 года, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2011 года № 1665-р, истице было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в г. Майкопе. Отказ в признании истицы нуждающейся в предоставлении жилого помещения является незаконным по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 8 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания. Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться не по месту регистрации, а по месту жительства либо месту временного пребывания. Аналогичная позиция изложена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.10.2005 года № 91-Г05-8 и в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.04.2009 года № 63-Г09-1. Из справки председателя ДНТ «Звезда» от 03.04.2011 года № 6 усматривается, что Кобзарева М. С. со своим супругом проживают по адресу: <адрес> Таким образом, исходя из того, что истица проживает в г. Майкопе, суд считает, что она должна быть обеспечена жилым помещением по месту своего жительства, то есть в г. Майкопе, и соответственно должна быть поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения именно в администрации муниципального образования «Город Майкоп». Исходя из вышеизложенного, суд считает, что обжалуемое истицей решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» является незаконным. Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. N 74 установлен порядок предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам, а именно порядок предоставления социальной выплаты, на приобретение жилого помещения. Пунктом 10 этого Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку. Судом установлено, что на территории г. Майкопа отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда. Согласно письменной информации представленной Министерством образования и науки Республики Адыгея по состоянию на 28.06.2011 года администрации муниципального образования «Город Майкоп» произведено дополнительное финансирование для исполнения полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в размере 5451000 рублей Таким образом, исковые требования о признании истицы составом семьи 2 человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении в список претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья подлежат удовлетворению. Между тем, требования о взыскании социальной выплаты не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. N 74 установлен порядок предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам, а именно порядок предоставления социальной выплаты, на приобретение жилого помещения. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Между тем, положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ в части внеочередного предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не могут применяться к дополнительным гарантиям, устанавливаемым законодательством субъектов Российской Федерации. Пунктом 10 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда, ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку. Согласно п.11 Порядка, ежегодно, к 1 июня, органы местного самоуправления представляют в Министерство образования и науки Республики Адыгея сведения о состоящих на учете на улучшение жилищных условий детях-сиротах по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку для расчета средств, необходимых для обеспечения жильем детей-сирот. Согласно Положению о предоставлении социальной выплаты Таким образом, предоставление социальной выплаты, являющейся дополнительной мерой по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке не предусмотрено. Кроме того, в силу указанного Положения предоставление социальной выплаты также должно осуществляться в установленном порядке, предусматривающем, что для оплаты приобретаемого жилого помещения получатель выплаты в течение срока, указанного в пункте 15 настоящего Положения, представляет в органы местного самоуправления: 1) заявление о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению; 2) договор купли-продажи; 3) копию свидетельства о государственной регистрации права продавца на жилое помещение; 4) технический паспорт приобретаемого жилого помещения и при отсутствии замечаний к представленным документам орган местного самоуправления перечисляет сумму выплаты в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу жилья. Указанный порядок предоставления социальной выплаты установлен в целях соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жильем, соответствующим социальным нормам. Данный факт подтверждается нормами п.4 Положения, в силу которого приобретаемые жилые помещения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Кроме того, непосредственное взыскание денежных средств в пользу истицы вопреки установленному порядку, не сможет гарантировать использование предоставляемых субвенций по их целевому назначению, а именно на приобретение жилых помещений, в связи с чем заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Кобзаревой Марины Сергеевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» об отказе в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить частично. Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.05.2011 года, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2011 года № 1665-р об отказе в признании Кобзаревой Марины Сергеевны нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» поставить Кобзареву Марину Сергеевну, составом семьи 2 человека, на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В удовлетворении иска Кобзаревой Марины Сергеевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий А.Н. Туркова
на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям,
находящимся под опекой и попечительством, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 списки претендентов на получение выплат (далее - списки претендентов) формируются органами местного самоуправления и включают детей-сирот, состоящих у них на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - жилищный учет) и подавших заявление на имя главы администрации муниципального образования о включении их в список претендентов по форме. Списки претендентов формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на жилищный учёт.