Копия к делу № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «21» июня 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Зубкова Г.А., при секретаре Сорокиной А.А., с участием представителя истца - Ильина В.И., (по доверенности), представителя ответчика - Военного комиссариата РА Быканова С.Д. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Величко Валерия Борисовича к Военному комиссариату Республике Адыгея о взыскании недоначисленной суммы пенсии, УСТАНОВИЛ: Величко В.Б. обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недополученной пенсии. В обоснование иска указал, что приказом главнокомандующего Сухопутными войсками № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен из Вооруженных Сил СССР с должности «начальника 1015командного пункта» Закавказского военного округа. Выслуга лет в календарном исчислении составила более 27 лет. Размер пенсии на основании Закона СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» устанавливался: с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада 210 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ Г.-1168 руб. при надлежащем, по мнению истца - 1187,50 руб.: Ежемесячная недоплата составляла 14,87 р. на протяжении 7 месяцев. На ДД.ММ.ГГГГ работниками Военного комиссариата РА ему была 209,69руб. (5303,19 -5093,50) ежемесячно на протяжении 3 - х месяцев. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливалось увеличение окладов по должности и воинскому званию с ДД.ММ.ГГГГ в 1,5 раза, тогда как работниками Военного комиссариата на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза, что составило 6621,55 руб., при надлежащей 7954,78 руб. Недоплата составляла 1333,23руб. в течение 2-х месяцев. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № были установлены новые размеры окладов по «типовым» должностям с ДД.ММ.ГГГГ, с ггпеттпг.тяиттрнием ппаия МО РФ ттпименитетткно к ним устанавливать оклалы и по остальным должностям. В примечании к этому приказу указывалось, что тарифные разряды определяются исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом увеличения их с 1 июня и с ДД.ММ.ГГГГ). В отношении истца работниками военного комиссариата РА проявилось игнорирование данного Постановления, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии составил 13243, 10руб., при надлежащей 17979,75руб. Задолженность за январь 1993 г. составила 4736,40руб. Выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислялась из должностного оклада по 0710 тарифному разряду, при надлежащем 1005. Несоответствие по исчислению пенсии из неправомерно заниженного должностного оклада происходило до ДД.ММ.ГГГГ- времени установления нового размера оклада по должности на основании списка № от ДД.ММ.ГГГГ, протарифицированного ГФЭУ по 24 разряду (до ДД.ММ.ГГГГ соответствовавшего 17 разряду). Доплату работники Военного комиссариата РА произвели лишь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как задолженность по пенсии возникла с ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея недоначисленную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму пенсии с индексацией её за период с 01 06.2010г. в размере 59408 руб. 13 коп., а также судебные расходы в размере 720 руб. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея иск не признал и указал, что никакой задолженности перед истцом у ответчика не имеется, просил в удовлетворении иска отказать. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, дав им надлежащую оценку, суд считает, что исковые требования истца являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из пенсионного дела истца, приказом главнокомандующего Сухопутными войсками № от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из Вооруженных Сил СССР, с должности начальника командного пункта, с ДД.ММ.ГГГГ Пенсия по линии министерства обороны СССР была назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из должностного оклада в размере 210 руб., указанного в расчетной книжке. Согласно п. 1 Указа Президента СССР от ДД.ММ.ГГГГ № УП-3074 пенсии за выслугу лет и по инвалидности лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семей, назначенные в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно подлежали пересмотру исходя из существующего по состоянию на 1 января уровня учитываемого при исчислении им пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, состоящих на службе. В соответствии с данным Указом Президента СССР, с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Величко В.Б. был увеличен до 1840 рублей, исходя из должностного оклада 1168 руб., исчисленного на основании расчетных данных, разработанных с учетом уровня повышения должностных окладов соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, которые были приведены в Указании Центрального Финансового управления Минобороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются документами, имеющимися в данном гражданском деле, а также в материалах пенсионного дела истца. Анализируя доводы сторон спора, законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих, действующее в спорный период, и доказательства, собранные по делу, суд не находит достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего Как следует из обстоятельств дела, требования истцов о признании неправомерными действий по исчислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из должностного оклада в размере 1168 руб., и необходимости перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ исходя из должностного оклада в размере 1187, 5 руб., а также требования о признании неправомерными действий по перерасчету пенсий с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сводятся к тому, что размер должностного оклада, принимаемый Военным комиссариатом Республики при исчислении его пенсии в указанный период, по мнению истца и его представителя, должен был соответствовать среднему уровню денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, т. е военнослужащим, состоящим на военной службе в должности, занимаемой истцами на момент увольнения, т.е. «начальник командного пункта», а впоследствии должен был изменяться одновременно с увеличением должностных окладов действующих военнослужащих. Однако суд не может согласиться с данной позицией истца и его представителя. Согласно ст. 46 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении военнослужащих», действующего в спорный период времени, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих вбеннослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР. В соответствии со ст. 66 данного Закона пенсии, исчисленные из заработка (денежного довольствия) в соответствии со статьями 14, 15, 23 - 26, 39 и 40 настоящего Закона, ежегодно повышаются с учетом изменения индекса стоимости жизни и роста заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР, но не менее чем на 2 процента заработка (денежного довольствия), из которого исчислена пенсия. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, исчисляются из денежного довольствия, выплачиваемого этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава на день увольнения со службы (с учетом подпункта "б" пункта 2 настоящего Постановления), а уволенным со службы до введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" - из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на день введения в действие этого Закона. Денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть - в размере 50 процентов. Пунктом 2 названного Постановления, предусматривалось, что исчисление пенсии лицам офицерского состава (кроме указанных в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта) производилось из оклада по последней штатной должности (включая прибавку взамен продовольственного пайка), оклада по воинскому званию и процентной, надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов. Предельные размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (пункт 1 настоящего Постановления), повышаются с увеличением минимальной заработной платы. При этом повышение их производится с 1 июля, если увеличение минимальной заработной платы произведено до 1 июля, и с 1 января следующего года, если увеличение минимальной заработной платы произведено с 1 июля или позднее. При этом, согласно п. 3 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службы лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, присвоение военнослужащим в период пребывания их в запасе очередных воинских званий не являются основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий. Из вышеприведенных правовых норм следует, что действующее в указанные периоды времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы). При этом, норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих (либо их соответствующих категорий) была введена с ДД.ММ.ГГГГ и содержалась в Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статья 49). До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих в спорный период регулировались разными нормативно-правовыми актами. При указанных обстоятельствах, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе. В этой связи, суд считает необоснованными доводы представителя истца о необходимости исчисления пенсии с ДД.ММ.ГГГГ исходя из размеров должностного оклада в размере указанном истцом - 1187, 5 руб., а также необходимости последующего перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размерах, указанных истцом. Принимая во внимание, что в Указе Президента СССР от ДД.ММ.ГГГГ № УП-3074, который послужил основанием для перерасчета пенсий с ДД.ММ.ГГГГ, не был установлен конкретный уровень увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, подлежащий принятию для расчета пенсии и учитывая то обстоятельство, что в указанный период времени органы пенсионного обеспечения не могли располагать сведениями о размерах увеличенного денежного довольствия по конкретным воинским должностям в связи с иным установленным порядком пересмотра пенсий, суд считает, что Военный комиссариат Республики Адыгея при увеличении истцу размера пенсии с 01 января 1992 года обоснованно руководствовался Указанием Центрального Финансового Основываясь на вышеизложенном, суд находит требования истца о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности с 1993 года, суд исходит из следующего. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» утверждены сетки должностных окладов военнослужащих. Пунктом 11 данного постановления подлежали пересчету пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим постановление денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе. Этим же постановлением были утверждены должностные оклады по типовым должностям (приложение 1) и тарификационные разряды для прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы (приложение 2,3). Должность, которую занимал истец при увольнении в запас, в приложении 1 к постановлению отсутствует, то есть такая должность является нетиповой. Учитывая, что в постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ были определены размеры должностных окладов по типовым должностям, то согласно п.2 того же постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Такой порядок был определен приказом МО РФ № года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты». Для пересчета пенсий в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий по новым нормам, были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с ДД.ММ.ГГГГ года на новый пенсионный Закон РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении военнослужащих. ... и их семей». Данные Указания разработаны на основании схем окладов, установленных с ДД.ММ.ГГГГ, приведенные в приказе МО РФ № года. На основании названных Указаний военный комиссариат РА пересчитал пенсии пенсионерам МО РФ. И в соответствии с таблицами пересчета [приложения № и 3 к данным Указаниям) должностному окладу на ДД.ММ.ГГГГ, равному 4180 руб. на ДД.ММ.ГГГГ соответствовал должностной оклад, равный №. Учитывая, что с 1993г. оклады по воинским должностям не пересматривались, а только индексировались, то и требования истца о взыскании задолженности за период с 1993г. по 2002 г. также необоснованны. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Величко В.Б. к Военному комиссариату РА о взыскании суммы недоплаченной пенсии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: в удовлетворении иска Величко Валерия Борисовича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недоначисленной суммы пенсии в размере 59 408, 13 рублей и судебных расходов в размере №, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ подпись Председательствующий Копия верна: Судья Г.А. Зубков Г.А. Зубков
установлена пенсия исходя из должностного оклада 4180руб., при надлежащем, по
мнению истца, окладе 4455 руб. (среднее 4320 - 4590), и составляла 6078р., тогда
как необходимо было начислить 6329,05руб. Недоплата составила
управления Минобороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ №,
содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов.