Копия к делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «21» июля 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего – судьи Зубкова Г.А., при секретаре Сорокиной А.А., с участием истца Мелешко В.А., представителя истца – Купина А.Ю. (по доверенности), представителя ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея Хацуковой С. И., (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелешко Владимира Анатольевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея о признании права на получение государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Мелешко В.А. обратился в Майкопский городской суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея о признании права на получение государственного жилищного сертификата и в обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в системе федеральной службы исполнения наказаний. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 18 лет, 6 месяцев, 21 день. Выслуга лет в льготном исчислении составила - 27 лет, 01 месяц, 19 дней. На основании приказа № личному составу от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы по состоянию здоровья. С ДД.ММ.ГГГГ, истец, с составом семьи из 5 человек, состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации муниципального образования «Город Майкоп», как сотрудник УФСИН России по РА. В связи с отсутствием собственного жилья вместе со своей семьей проживает в снимаемом по договору найма жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>., состоящем из 2-х комнат, общей площадью 46,5 кв.м. В марте 2011г. обратился в УФСИН России по РА по вопросу признания за ним права на включение в состав участников Однако, во включение в список участников программы ему отказали на том основании, что до 01.03 2005 года он не обратился в установленном порядке в жилищно - бытовую комиссию УФСИН России по РА, т.е. не стал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы. Считает указанный отказ незаконным, поскольку он имеет право на улучшение жилищных условий путем участия в Он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, является инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, и самостоятельно приобрести жилое помещение не в состоянии, субсидию (безвозмездную финансовую помощь) на строительство (приобретение) жилья не получал. Просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, как сотрудника УФСИН России по РА и обязать ответчика - направить в ФСИН России документы для проведения в установленном порядке организационных мер, с целью выделения жилищного сертификата. В судебном заседании истец исковые требования уточнил и просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ответчика включить истца в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Представитель ответчика против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, просила в их удовлетворении отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, учетное дело истца, суд считает, что исковые требования Мелешко В.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, истец проходил службу в системе федеральной службы исполнения наказаний с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом и.о. начальника федерального бюджетного учреждения «Майкопская воспитательная колония» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс истец уволен с должности младшего инспектора 1 категории отдела режима по пункту «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации – по болезни. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 18 лет, 6 месяцев, 21 день. Выслуга лет в льготном исчислении составила 27 лет, 1 месяц, 19 дней. ДД.ММ.ГГГГ истец, с составом семьи из пяти человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО «Город Майкоп». В марте 2011г. истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РА от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список участников программы ввиду того, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. В возражениях на исковое заявление ответчик также указывает на наличие данного обстоятельства, которое, по мнению ответчика, препятствует участию истца в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Между тем, суд считает указанные доводы ответчика необоснованными ввиду следующего. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которыми установлена такая мера государственной поддержки граждан нуждающихся в предоставлении жилья, как выдача Государственных жилищных сертификатов. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р срок действия указанной программы продлен до 2015 года. Согласно абз. 6 пункта 5 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют (в числе прочих категорий граждан) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истцом были представлены все необходимые для участия в подпрограмме документы. В соответствии с пунктом 22 «Правил»основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: -несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта5 настоящих Правил; -непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте19 настоящих Правил; -недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; -реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Таким образом, оснований для отказа в признании истца участником подпрограммы, как не отвечающего требованиям Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось. Доводы ответчика о том, что поскольку истец не состоит на жилищном учете по месту службы и не стал на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ, то не имеет права на участие в названной программе, суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права. Так, согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме Исходя из смысла п.п. 18 и 19 Правил в их совокупности, требование «в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» относится только к органам местного самоуправления, и не распространяется на воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения), поскольку в п.18 Правил требование «в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» распространяется только в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ и только в отношении категории граждан, предусмотренных п.п. «в-з». Кроме того, пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Таким образом, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: - отсутствие жилого помещения для постоянного проживания; - проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда или на условиях поднайма, в т.ч. в качестве временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения; - признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном жилищным законодательством порядке. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О порядке введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ С ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В судебном заседании установлено, что истец с составом семьи 5 человек состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации МО «Город Майкоп» с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, основное требование, предъявляемое к гражданам при предоставлении жилых помещений, истцом соблюдено – он признан в установленном порядке в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. То обстоятельство, что на жилищный учет истец стал после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как с организаций и учреждений были сняты функции по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, само по себе не должно умалять его прав по отношению к гражданам, ставшим на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ Тем более, что действующее законодательство, регулирующее порядок обеспечения указанных категорий граждан государственными жилищными сертификатами, не ставит получение жилищных сертификатов в зависимость от времени постановки на жилищный учет. В связи с этим суд считает, что в силу указанных положений, для участия в программе по предоставлению государственных жилищных сертификатов, гражданин, ставший на жилищный учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в список очередников на получение жилых помещения по месту работы (службы). При этом, ведение указанного списка, не подменяет функции по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Доводы ответчика о том, что в настоящее время истец состоит в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как инвалид и исключен из списков сотрудников УФСИН, суд считает необоснованным, поскольку в силу п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Удовлетворяя исковые требования суд также исходит из того обстоятельства, что в настоящий момент истец находится на пенсии по инвалидности, размер его пенсии, составляет № рублей (что не оспаривается ответчиком), а на его иждивении находится трое человек. Изложенное обстоятельство свидетельствует о том, что самостоятельно приобрести жилое помещение истец не имеет возможности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по не включению истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: исковые требования Мелешко Владимира Анатольевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея о признании права на получение государственного жилищного сертификата удовлетворить. Признать за Мелешко Владимиром Анатольевичем право на получение государственного жилищного сертификата как бывшего сотрудника федерального бюджетного учреждения «Майкопская воспитательная колония» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея включить Мелешко Владимира Анатольевича в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий - подпись - Г.А. Зубков Копия верна: Судья Г.А. Зубков
подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».
подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленной федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010, поскольку в вышеуказанном постановлении правительства РФ не содержится нормы о необходимости постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и о наличии у истца право быть участником названной программы.