К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Зубкова Г.А. при секретаре Сорокиной Г.А. с участием прокурора Казачек А.Г., истицы Созиновой А.К, представителя администрации МО «Город Майкоп» Тешева С.Р. (по доверенности), представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л.В. (по доверенности), рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по иску прокурора г. Майкопа в интересах Созиновой Алены Константиновны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес>, в интересах Созиновой Алены Константиновны, обратился с иском к ответчикам о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Созинова А.К., с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп», в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи один человек. Однако до настоящего времени Созиновой А.К. жилое помещение не предоставлено. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ), дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем - «дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в ст.1 Закона Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке, у физических или юридических лиц, на условиях проведения торгов, в установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета <адрес>. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Минобразования РА, который распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств и иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета, выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просил признать бездействие Минобразования и науки РА, Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Созиновой А.К. жилого помещения незаконным и обязать Минобразования и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «Город Майкоп» на приобретение жилого помещения для Загуляеву В.В., а Администрацию МО «Город Майкоп» приобрести жилое помещение, путем проведения торгов и предоставить его Созиновой А.К. по договору социального найма, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Казачек А.Г., поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Заинтересованное лицо Созинова А.К. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп», по доверенности Тешев С.Р., исковые требования не признал, пояснив, что Министерством образования и науки РА ежегодно выделяются ассигнования на приобретение жилья указанной категории граждан, и в 2010г были выделены на эти цели денежные средства, в размере 38522100 руб., которые в полном объеме освоены. В 2011г им выделено и Администрацией МО «Город Майкоп» получено на эти цели 9000000 руб. Кроме того, заинтересованное лицо Созинова А.К. сама должна найти жилье, в соответствии с социальной нормой, и обратиться с заявлением в Администрацию о приобретении для нее жилого помещения. Представитель Министерства образования и науки <адрес> по доверенности Самоквитова Л.В., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что денежные средства на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, перечисляются на счет Администрации муниципального образования «Город Майкоп», по мере поступления указанных средств в республиканский бюджет и в 2010 г были перечислены субвенции в размере 38522 100 рублей. В 2011г. муниципальному образованию «Город Майкоп» на исполнение указанных полномочий передано из республиканского бюджета 19967, 0 тыс. руб., дополнительно открыты лимиты на сумму 5451, 0 тыс. руб. А всего до конца текущего года планируется перечисление около 20 млн. руб. Право Созиновой А.К., на получение жилого помещения, ими не оспаривается. Выслушав доводы представителей - истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что Созинова А.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации ей не использовано. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Созинова А.К. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. Из п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, усматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С учетом приведенных, суд приходит к выводу, что формирование Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья, предполагает незамедлительное обеспечение жильем, граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах. В соответствии со ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. На основании ст.1 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008г №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством», Муниципальное Образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Из Приложения № к Закону Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Объем запланированных расходов на 2010 год – 60.000.000 рублей. Такой же объем субвенций, на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, в соответствии с Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», выделен и на 2011г., в том числе, в <адрес> 19967000 рублей (приложение № к Закону РА от ДД.ММ.ГГГГ №). Пунктом 3 ст.20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ). На основании ч.ч.2, 3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Судом установлено, что главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, выступает в суде, соответственно, от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе, в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, Министерством образования и науки РА перечислены администрации МО «Город Майкоп» 19967, 0 тыс. руб. Дополнительно, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, к указанной сумме до конца года планируется выделение еще около 20 млн. руб. При этом администрацией МО «Город Майкоп» на момент рассмотрения настоящего дела не исполнены обязательства по приобретению жилья для Созиновой А.К. В целях реализации гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 3 Порядка определено, что обеспечение жильем детей-сирот осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в статье 1 Закона Республики Адыгея "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством", на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядке с последующей передачей в собственность. В соответствии с п. 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья, определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеет место бездействие Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Созиновой А.К. жилого помещения, и ответственность по обеспечению жильем Созиновой А.К., как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека, должна быть возложена на Администрацию Муниципального Образования «Город Майкоп». При таких обстоятельствах, заявленные прокурором г. Майкопа исковые требования, в части признании бездействия Администрации МО «Город Майкоп» незаконными и обязании предоставления жилого помещения Созиновой А.К., подлежат удовлетворению. Заявленные исковые требования к Министерству образования и науки РА о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения Созиновой А.К., суд считает необоснованными, поскольку судом установлено, что Министерство образования и науки РА осуществляет деятельность в пределах своей компетенции. Руководствуясь ст.ст.56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить частично исковые требования прокурора г.Майкопа в интересах Созиновой Алены Константиновны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по не предоставлению жилого помещения Созиновой Алене Константиновне - незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его Созиновой Алене Константиновне, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований прокурора г.Майкопа к Министерству образования и науки Республике Адыгея о признании бездействия незаконным - отказать, в виду необоснованности. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея, через Майкопский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий подпись Г.А.Зубков Копия верна Судья Г.А.Зубков