признание действия незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО учреждение Лицей №8 о признании бездействия незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие МО учреждения Лицей 8 в части не исполнения требований ФЗ по вопросам обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. И об обязании МО учреждении Лицей 8 оборудовать специализированный кабинет, для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы. При этом пояснив, что проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи на территории МО «Город Майкоп». В ходе проверки установлено, что работа по получению обучающимися образовательных учреждений начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение навыков в области гражданской обороны в МО учреждении Лицей № 8 организована не на надлежащем уровне. В данном образовательном учреждении отсутствуют условия для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы, поскольку в Лицее №8 отсутствует предметный кабинет. Таким образом, МО учреждение не выполняет требования ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», №53-ФЗ Закона РФ «Об образовании» и инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военного образования, образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В судебном заседании помощник прокурора города Майкопа Акиньшина Е.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Джемелинский А.В. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что в лицее ведется работа по начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военного образования. В лицее имеется полоса препятствий, имеется определенный инвентарь для обучения, в то же время отсутствует непосредственно специализированный кабинет. Однако издан приказ о его оборудовании.

Представитель комитета по образованию администрации МО «Город Майкоп» в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен.

Представитель министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л.В полагает, что требования не подлежат удовлетворению поскольку на государственном уровне отсутствует разработанные федеральные государственные образовательные стандарты.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу, что иск подлежит удовлетворению в части.

Согласно статья 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».

Статьей 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
«Об образовании» предусмотрено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися, навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В соответствии с нормами Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение последних 2 лет обучения.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Пункт 13 разд. 4 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134 определил, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007г. N03-898) определили, что Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10-м классе по одному часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовки обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. N1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» определил базовый и профильный уровень изучения ОБЖ.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ОБЖ на профильном уровне включает в себя: основы обороны государства (оборона государства - система мер по защите его целостности и неприкосновенности. Основные положения Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации. Основные угрозы военной безопасности России. Основные этапы создания, боевые традиции и воинские символы российской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, их правовой статус. Состав Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск, их предназначение и задачи. Другие войска, их состав и предназначение. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение Вооруженных Сил.).

Основы военной службы (Правовые основы военной службы. Воинская обязанность. Основные положения Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной гражданской службе".

Прохождение военной службы по призыву, контракту. Альтернативная гражданская служба. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Моральные, индивидуально-психологические и профессиональные качества гражданина, необходимые для военной службы. Психические свойства личности и психология воинского коллектива. Формы общения в воинском коллективе. Профилактика неуставных взаимоотношений.

Права и ответственность военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права.)

Согласно п. 8 раз. 3 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134 к функции Военного комиссариата относиться - участие в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Пункт 11 разд. 3 указанной Инструкции установил, что руководители образовательных учреждений обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Пункт 14 раз. 4 Инструкции гласит: «В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер)».

Согласно Требованиям к оснащению образовательного процесса соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования ОБЖ количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств, связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета ОБЖ рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

В соответствии сост. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений если законно не установлено иное. В нарушение указанной нормы прокурор не представил суду убедительных доказательств бездействия МО учреждение Лицей № 8.

Так в судебном заседании установлено, что лицей № 8 является постоянным участником городских соревнований «Школа безопасности», в рамках военно-спортивной игры Зарница, в школе имеется необходимый инвентарь, в том числе плакаты с методической информацией, имеется полоса препятствий, в рамках предмета ОБЖ осуществляется обучение начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, имеются защитные комплекты, противогазы, приборы радиационной - химической разведки.

Таким образом суд приходит к выводу, что в лицее № 8 ведется работа по обучению, следовательно, требования в части признания незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального законодательства по вопросам обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы надлежит отказать.

Относительно требования о возложении обязанности оборудовать специализированный кабинет требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в лицее № 8 отсутствует специализированный кабинет, данное обстоятельство подтверждается материалами дела, пояснениями сторон.

Из письма на имя и.о. заместителя прокурора г. Майкопа, В.Ю. Смыкова, № 2473 от 08.11.2011 года видно, что кабинет ОБЖ в МО учреждении Лицей 8 отсутствует.

Директор лицея № 8 от 27.06.2011 года № 192 письмом в адрес руководителя комитета по образованию Администрации МО «Город Майкоп», поставил вопрос о предоставлении денежных среда для оборудования специализированного кабинета ОБЖ.

И в это же время был издан приказ «Об оборудовании кабинета по обучению обучающихся начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы», за подписью директора лицея А.В. Джемелинского вынесен только лишь 27.06.2011 года.

Таким образом, суд приходит к мнению, о том, что ответчиком приняты меры для организации оборудования специализированные кабинеты ОБЖ, только после обращения в суд прокурора а, следовательно, на момент предъявления и рассмотрения иска, кабинет не существует. Данное обстоятельство не отрицает и представитель ответчика Джемелинский А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г. Майкопа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Лицей № 8 о признании незаконным бездействия в части неисполнения федерального законодательства по вопросам обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, возложении обязанности по оборудованию специализированного кабинета для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, удовлетворить в части.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение Лицей № 8 оборудовать специализированный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В удовлетворении требования Прокурора г. Майкопа о признании незаконным бездействия Муниципального образовательного учреждения Лицей № 8 в части неисполнения федерального законодательства по вопросам обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 03.08.2011 года. мотивированное решение изготовлено 02.08.2011 года.

Председательствующий - подпись А.Н.Середа