решение по иску о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья



Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А. Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием:

истицы Долягиной Н. П., ее представителя Цицкиевой А. Э. (по доверенности);

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Божковой Ю. В. (по доверенности);

представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л. В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Долягиной Нины Петровны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Долягина Н. П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп», в котором просила взыскать с ответчика за счет средств бюджета Республики Адыгея безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере 653400 рублей.

В судебном заседании истица Долягина Н. П. уточнила исковые требования и просила взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в ее пользу социальную выплату за счет субвенций в размере 707850 рублей. В обоснование исковых требований показала, что она относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она составом семьи 1 человек состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, до настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья ей не предоставлены, что противоречит положениям ст. 57 ЖК РФ о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны во внеочередном порядке обеспечиваться жилыми помещениями. В силу вышеизложенного, просила удовлетворить измененные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Божкова Ю. В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать, поскольку Министерство образования и науки РА регулярно выделяет администрации муниципального образования «Город Майкоп» субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истица Долягина Н. П. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родителями являются: отец Долягин Петр Алексеевич и мать Долягина Татьяна Николаевна, что усматривается из свидетельства о рождении истицы.

Согласно справки отдела ЗАГС администрации Кошехабльского района Республики Адыгея от 20.11.1993 года, <данные изъяты>

Судом установлено, что постановлением главы администрации Кошехабльского района от 29.01.1993 года № 45 истица была определена в государственное учреждение, поскольку родители отказались от нее. <данные изъяты>

Из справки от 28.06.2000 года усматривается, что истица в период с 11.09.1997 года по 30.08.2000 года воспитывалась в специальном (коррекционном) детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что в 2009 году истица окончила обучение в ГОУ «Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, что усматривается из копии свидетельства об окончании данного учебного заведения. Также в период с 01.09.2009 г. по 30.06.2011 г. истица обучалась в ГОУ НПО «Республиканский профессиональный лицей».

По сведениям БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования «Город Майкоп», истица не имеет на праве собственности объекты недвижимости.

Из выписки из протокола № 18 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.05.2011 года усматривается, что истица Долягина Н. П. составом семьи один человек с 16.05.2011 года состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, в выписке из протокола указано, что социальную выплату на приобретение жилья следует предоставить истице при подходе ее очереди и наличии денежных средств на эти цели.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при подходе очереди истицы не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права Долягиной Н.П., поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Из показаний представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л. В. следует, что субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».

Из справки администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 11.08.2011 года усматривается, что по состоянию на 10.08.2011 года остаток денежных средств по субвенциям на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3453980 рублей.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2011 года № 299 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на третий квартал 2011 года, которая составляет 21450 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из того, что состав ее семьи составляет 1 человек.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из следующих расчетов: 33 х 21450 руб. = 707850 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 707850 рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

То обстоятельство, что социальная выплата на приобретение жилья является одной из форм обеспечения жильем и что социальная выплата на приобретение жилья должна предоставляться гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (которые как и дети-сироты на основании ст. 57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление жилья) во внеочередном порядке указано и в определении Верховного суда РФ от 02.02.2011 года № 49-Г11-3.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Долягиной Нины Петровны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Долягиной Нины Петровны за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 707850 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

<данные изъяты>а