об обязании осуществления действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации и компенсации морального вреда



К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд <адрес> в составе

председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,

при секретаре Сорокиной А.А.,

с участием истца – Трофимова В.С.,

представителя ответчика – МУЗ «Майкопская городская поликлиника » Мироненко Ю.В. (по доверенности),

представителя ответчика – ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> (Адыгея)» Хунаговой С.А. (по доверенности),

представителя третьего лица – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (Шеуджен Л.А.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трофимова Владимира Серафимовича к МУЗ «Майкопская городская поликлиника » об обязании осуществления действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Трофимов В.С. обратился в Майкопский городской суд с иском к МУЗ «Майкопская городская поликлиника » об обязании осуществления действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что он является инвалидом первой группы, колясочником. Как инвалид прикреплен к МУЗ «Майкопская городская поликлиника ». В январе 2011г. он обратился к главному врачу поликлиники с просьбой создать врачебную комиссию для создания дополнения к индивидуальной программе реабилитации в виде динамического параподиума.

На свое обращение получил письменный отказ в связи с тем, что вопрос о показаниях и противопоказаниях к применению средств, не входящих в федеральный перечень технических средств реабилитации не входит в компетенцию врачей амбулаторно-поликлинической сети.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" считает, что имеет право на дополнение к индивидуальной программе реабилитации путем назначения ему динамического параподиума.

Просит обязать МУЗ «Майкопская городская поликлиника » осуществить действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации, путем назначения динамического параподиума, взыскать компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей, а также обязать выдать амбулаторную карту для хранения.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков и третьего лица против удовлетворения исковых требований возражали на том основании, что указанный аппарат не входит в федеральный перечень технических средств реабилитации и, соответственно, не имеется правовых оснований для назначения указанного аппарата.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Трофимова В.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию и передвигается с помощью коляски.

В январе 2011г., в целях дополнения индивидуальной программы реабилитации, истец обратился к главному врачу МУЗ «Майкопская городская поликлиника » по вопросу дополнения к индивидуальной программе реабилитации путем назначения аппарата для вертикализации и передвижения инвалидов - динамического параподиума.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ главный врач поликлиники отказал в решении вопроса о дополнении индивидуальной программы реабилитации путем назначения динамического параподима на том основании, что истец обеспечен всеми необходимыми средствами реабилитации, а указанный аппарат не предусмотрен к выдаче инвалидам бесплатно, ввиду его отсутствия в соответствующем перечне технических средств.

Посчитав указанный отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в данной части, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 9 названного закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Этим же законом – ст. 10 – устанавливается, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Отказывая истцу в назначении динамического параподиума ответчик ссылается на то обстоятельство, что указанный аппарат отсутствует в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р, а также ввиду того, что Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 не предусмотрено обеспечение инвалидов указанным средством реабилитации.

Между тем, как видно из представленных истцом материалов, динамический параподиум является многофункциональным устройством и предназначен для реабилитации инвалидов с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич как верхних, так и нижних конечностей. При этом данное устройство обеспечивает не только вертикальное положение, но и самостоятельное пребывание в позиции стоя без участия рук, а также восстановление утраченных функций опорно-двигательной системы и передвижения инвалидов.

Согласно письму Росздравнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 01-12783/09
"О предоставлении информации" федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сообщает, что в Российской Федерации прошло все необходимые испытания и зарегистрировано изделие медицинского назначения: "Опоры нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический параподиум", регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/04194 от ДД.ММ.ГГГГ, производства "mdh" Sp.zo.o, Польша, срок действия не ограничен.

Данное изделие может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств больных с травмами спинного мозга (в том числе шейного отдела), ДЦП и с различными неврологическими нарушениями, вызывающими полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей.

На указанное изделие распространяется действие Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" и действие распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно п. 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет контроль за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов.

При изложенных обстоятельствах, с учетом установленных полномочий Росздравнадзора в сфере контроля в сфере осуществления реабилитации инвалидов, суд приходит к выводу о том, что указанное техническое средство – динамический параподиум, может назначаться в качестве дополнения к индивидуальной программе реабилитации инвалидов.

Согласно ст. 11 закона о социальной защите инвалидов под индивидуальной программой реабилитации инвалида понимается разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 379н индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 77
"Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 9089) установлено, что направления на медико-социальную экспертизу выдаются организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь – Форма N 088/у-06.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков, для внесения дополнений в индивидуальную программу реабилитации, инвалид обращается в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, в которой он состоит на учете (в данном случае поликлинику ). На основании названного приказа Минздравсоцразвития РФ поликлиника оформляет направление инвалида на Медико-социальную экспертизу по установленной форме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МУЗ «Майкопская городская поликлиника » незаконно отказала истцу в направлении его на Медико-социальную экспертизу по внесению изменений в индивидуальную программу реабилитации в виде назначения аппарата для вертикализации и передвижения инвалидов - динамического параподиума.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что истец является инвалидом, передвигающимся на коляске и вынужден в связи с отказом ответчика, обращаться в государственные органы для защиты своего права, передвигаясь при этом на коляске, в связи с чем ему причинены нравственные и физические страдания, то суд считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В части исковых требований Трофимова В.С. об обязании МУЗ «Майкопская городская поликлиника » выдать на хранение амбулаторную карту суд считает необходимым отказать ввиду следующего.

Приказом Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» установлено обеспечить хранение медицинских карт амбулаторных больных (форма N 025/-у) в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с установленным порядком.

Кроме того, согласно письму Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 734/МЗ-14 "О порядке хранения амбулаторной карты" медицинская карта амбулаторного больного хранится в регистратуре: в поликлиниках по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам; в центральных районных больницах и сельских амбулаториях - по населенным пунктам и алфавиту.

Выдача медицинских карт на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения.

Учитывая, что по вопросу выдачи на руки амбулаторной карты истец к руководителю поликлиники не обращался, и доказательств отказа в этом истцом не предоставлено, то указанное исковое требование удовлетворению не подлежит.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Трофимова В.С. к МУЗ «Майкопская городская поликлиника » в части обязания осуществления действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Трофимова Владимира Серафимовича к МУЗ «Майкопская городская поликлиника » об обязании осуществления действий по дополнению к индивидуальной программе реабилитации и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать МУЗ «Майкопская городская поликлиника » оформить Трофимову Владимиру Серафимовичу направление на медико-социальную экспертизу по внесению изменений в индивидуальную программу реабилитации в виде назначения аппарата для вертикализации и передвижения инвалидов - динамического параподиума.

Взыскать с МУЗ «Майкопская городская поликлиника » в пользу Трофимова Владимира Серафимовича компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В удовлетворении иска Трофимова Владимира Серафимовича к МУЗ «Майкопская городская поликлиника » о выдаче амбулаторной карты для хранения на руки - отказать.

В удовлетворении иска Трофимова Владимира Серафимовича к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> (Адыгея)» отказать.

Взыскать с МУЗ «Майкопская городская поликлиника » в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий - подпись - Г.А. Зубков