МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «22 августа 2011г.» город Майкоп У С Т А Н О В И Л: Постановлением Госсовета Хасэ от ДД.ММ.ГГГГ года истица была назначена мировым судьей судебного участка № № Майкопского района и с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента в РА от ДД.ММ.ГГГГ года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 2003 года является федеральным судьей, с 2007 года федеральным судьей без ограничения срока полномочий и продолжает состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ года решением жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента в Республике Адыгея определено приобрести для истицы жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ года с этой целью Управлением Судебного департамента в Республике Адыгея заключен государственный контракт, согласно условиям которого, Управление приобрело жилое помещение (квартиру№№ по <адрес>, состоящую из одной жилой комнаты, общей площадью - 38,5 кв.м. жилой - 20,9 кв.м.) для судьи Майкопского районного суда. ДД.ММ.ГГГГ года Управление Судебного департамента обратилось в регистрационную службу для регистрации прав на спорное жилье за собой. Истица полагает, что действиями ответчика, который обратился в регистрационную службу для регистрации за собой прав на приобретенное для неё жилое помещение, не передав ей в собственность бесплатно вышеуказанное жилье, нарушены её права. В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках. П. 10 ст. 14 вышеназванного Закона предусматривает, что в полномочия Управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации входит организация материального и социального обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 20 июня 2000 действовавшей на момент назначения меня судьей и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судье полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождение суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно. Таким образом, право получить в собственность бесплатно жилое помещение у истицы возникло еще в 2001 году и Управление Судебного департамента РА в соответствии с п. 10 ст. 14 Федерального закона от января 1998 г. N 7-ФЗ обязано принять меры для обеспечения её таковым, однако до настоящего времени её право не реализовано, хотя жилищные условия не изменились, и с учета в качестве нуждающейся не была снята. П. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 года №122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 N3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площади размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели суд Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако, изменениям, которые внесены в п. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", законодателем не придана обратная сила. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. И федеральный законодатель - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом Конституционный суд указал, что статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развит ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением. Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров, следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», предусматривающее, что жилые помещения приобретаются для судей с отнесением помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, было издано во исполнение полномочия, возложенного на Правительством Российской Федерации пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-С «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», признанного несоответствующим Конституции РФ, то оно также не может быть применено и не может служить основанием для отказа в передаче истице в собственность жилого помещения. Также Судебный департамент при Верховном Суде РФ в своем информационном письме от 12 мая 2005 г. «О практике реализации норм законодательства Российской Федерации о предоставлении жилых помещений судьям» N СД-НК/1173 правильно разъяснил, что в отношении судей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 31 декабря 2004 г., должен применять прежний порядок предоставления жилых помещений. Позиция Судебного департамента, изложенная в указанном информационном письме, согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлениях от 29 января 2004 г. N 2-П и от 24 мая 2001 г., который указал, что придание обратной силы Закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. На основании изложенного истица просит признать за ней право собственности на квартиру № № по <адрес>, состоящую из одной жилой комнаты, общей площадью - 38,5 кв.м. жилой - 20,9 кв.м., приобретенную Управлением Судебного департамента в Республике Адыгея по государственному контракту №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. Представитель ответчика исковые требования не признал, просил суд отказать в иске на том основании, что Юрченко Н.И. обратилась в Майкопский городской Суд с исковым заявлением к Управлению Судебного департамента в Республике Адыгея о признании за ней права собственности на квартиру № 24 по ул. Танюкова, 11, пос. Тульском Майкопского района. Указанные требования Юрченко Н.И. мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ года она была назначена мировым судьей судебного участка №№ Майкопского района. С ДД.ММ.ГГГГ года согласно решения жилищной комиссии УСД в РА была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 2003 года является федеральным судьей и продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ года решением жилищной комиссии УСД в РА определено приобрести для Юрченко Н.И. жилое помещение. С этой целью УСД в РА заключило государственный контракт, в соответствии с которым приобретено жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ года Управление Судебного департамента в Республике Адыгея обратилось в регистрационную службу для регистрации права указанного жилья за собой. Истица считает, что действиями УСД в РА которые заключаются в обращении в регистрационную службу для регистрации за собой права на приобретенное для нее жилья, при этом, не передав ей в собственность, чем нарушаются ее законные права. При этом, ссылается на п.2 ст. 2 ФЗ от 08.01.1998 года №7-ФЗ «О Судебном департамента при ВС РФ», на п. 10 ст. 14 того же закона, п.п. 3 п.1 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 года №3132-1 «О статусе судей в РФ», а также на Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 года в соответствии с которыми - в отношении судей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 31.12.2004 года должен применяться прежний порядок предоставления жилых помещений. Между тем, Управление Судебного департамента в Республике Адыгея считает исковые требования заявительницы необоснованными, поскольку согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2008 года №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» приобретение жилья указанным выше лицам проводится на конкурсной основе с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду РФ. В адрес УСД в РА из СД при ВС РФ было направлено информационное письмо №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым Управления Судебного департамента в субъектах РФ должны руководствоваться вышеуказанным Постановлением Правительства РФ. При изложенных обстоятельствах, в совокупности приведенных выше пунктов нормативных актов и информационных писем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации считаем требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку доводы, изложенные в нем основаны на требованиях закона. Так, по делу установлено, что истица является судьёй Майкопского районного суда Республики Адыгея и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента в Республике Адыгея (далее УСД в РА) от ДД.ММ.ГГГГ. было определено приобрести для судьи Майкопского районного суда Юрченко ФИО7 жилое помещение площадью 42,4 кв.м. Во исполнение указанного Решения УСД в РА ДД.ММ.ГГГГ. по государственному контракту № № приобрело для судьи Юрченко ФИО8 одна комнатное жилое помещение общей площадью 38,5 кв.м., расположенное по адресу <адрес> Таким образом, на основании положений ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ», Постановления Конституционного Суда РФ от 31.01.2008г. № 2-П, Информационного письма УСД при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ. за № № «О практике реализации норм законодательства РФ о предоставлении жилых помещений судьям истица имеет право на бесплатное получение жилья в свою собственность, поскольку ранее она таким правом не воспользовалась. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Юрченко ФИО9 удовлетворить. Признать за Юрченко ФИО10 право собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес> состоящую из одной жилой комнаты, общей площадью 38,5 кв.м. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: Н. Боджоков