взыскание социальной выплаты на приобретение жилья



К делу г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» августа 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А.

при секретаре Ачмиз А.А.,

с участием

истца Полеха Ю.И.

прокурора – Лузиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Майкопа в интересах Полеха Юлии Игоревны и ее несовершеннолетней дочери Полеха Анастасии Ярославовны к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти незаконным, возложении обязанности выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Майкопа в интересах Полеха Юлии Игоревны и ее несовершеннолетней дочери обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании бездействий незаконными и обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма. Вобоснование своих требований указал, что Полеха Ю.И. вместе со своей дочерью Полеха А.Я., с 10.03.2011 г. состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации г. Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи из двух человек. В настоящее время истица не имеет жилья на праве собственности или закрепленного на праве пользования жилого помещения. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004г.) дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанные в ст.1 Закона Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, является Минобразования РА, который распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств и иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета, выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просит признать бездействие Минобразования и науки РА, администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Полеха Ю.И. жилого помещения незаконным и обязать Минобразование и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «Город Майкоп» на приобретение жилого помещения для Полеха Ю.И. и Администрацию МО «Город Майкоп» приобрести на выделенные денежные средства жилое помещение и предоставить его Полеха Ю.И. и ее несовершеннолетней дочери Полеха А.Я. по договору социального найма в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Истица в судебном заседании изменила заявленные исковые требования и просила обязать Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и не представили сведений об уважительности причин неявки, в связи с чем, суд счел возможным в соответствии со ст.167 п.4 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы истицы и прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Полеха Ю.И. в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери – Полеха А.Я. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Полеха Ю.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из протокола № 12 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 6.04.2011г., утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от 11.04.2011г. № 1062-р, Полеха Ю.И., 08.11.1992 г.р., составом семьи 2 человека состоит в Администрации МО «Город Майкоп» на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общем списке и в списке граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В семье Полеха Ю.И. родилась дочь Полеха А.Я., ДД.ММ.ГГГГ р.. Из выписки из протокола № 12 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 6.04.2011г., усматривается, что Полеха Ю.И. и ее несовершеннолетняя дочь Полеха А.Я. включены в список претендентов по муниципальному образованию «Город Майкоп» для предоставления жилого помещения с 31.03.2011 г.

Решением Майкопского городского суда от 10.марта 2010 г. родители Полеха Ю.И. – отец Полеха Игорь Иванович и мать – Полеха Наталья Владимировна, лишены родительских прав.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2011 года № 299 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на третий квартал 2011 года, которая составляет 21450 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав ее семьи составляет 2 человека.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей предоставлению истице, суд исходит из следующих расчетов: 42 кв. м. х 21450 руб. = 900900 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 900900 рублей, которая подлежит обязанность по предоставлению которой должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно на Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Полеха Юлии Игоревны в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери – Полеха Анастасии Ярославовны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать администрацию образования «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Полеха Юлии Игоревне и социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 900900 (девятьсот тысяч девятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Ю.А. Богус