Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 1 сентября 2011 года г. Майкоп Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Поплавко Т.А. при секретаре Скнарь А.В., с участием заявительницы Нагаевой Т.И., её представителя по ордеру Сидельниковой А.А., представителя Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы по доверенности Супика Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Нагаевой ФИО8 об оспаривании действий Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России У С Т А Н О В И Л Нагаева Т.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России, указав, что являясь гражданкой Узбекистана прибыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с целью воссоединения с семьей. В российской Федерации проживает её сын вместе со своей семьей по адресу: Республика Адыгея <адрес>. Ранее проживала в г. Навои Республики Узбекистан и всегда планировала вернуться на родину в Россию, поскольку являясь русской, родилась и выросла в Российской Федерации, где проживает её семья. 14 декабря 2010 года в порядке, установленном российским законодательством для процедуры получения российского гражданства, было получено разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В июле 2011 года была снята с регистрационного учета по месту жительства в Узбекистане с целью выезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Поскольку право пользования жилым помещением в Республике Узбекистан было прекращено, ей негде было находиться на территории Узбекистана самой, а также негде было оставить принадлежащие личные вещи, в связи с чем, отправила контейнер с личными вещами в город Майкоп по месту будущего места жительства. Сама прибыла в г. Майкоп в июле 2011 года и проживает по месту регистрации. В августе 2011 г. прибыл контейнер с личными вещами, однако, ей было отказано в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренной п.п. 3 п.3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного Союза по основанию, что ею не предоставлен вид на жительство, либо документы подтверждающие выход из гражданства иностранного государства и приобретение гражданства Российской Федерации. Просит признать действия Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России незаконными, и обязать Белореченский таможенный пост Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России устранить препятствие к получению льготы при таможенном оформлении личных вещей, прибывших контейнером № на железнодорожную станцию «Майкоп» на имя Нагаевой ФИО9, проживающей <адрес>. В судебном заседании заявительница Нагаева Т.И. и её представитель по ордеру Сидельникова А.А. поддержали доводы заявления и просили его удовлетворить. Заявительница дала пояснения соответствующие описательной части решения, дополнив, что в контейнере находятся все её личные вещи, приобретенные задолго до переезда в Россию. Новых и дорогостоящих вещей в нем не имеется. Кроме того, что на ней надето в настоящее время, других вещей у неё не имеется, так как они находятся в контейнере. Без применения льготы размер таможенных платежей составляет 241000 рублей. Денежных средств на уплату таможенных платежей без применения льготы у неё не имеется. Учитывая, что она является пенсионеркой, то заработать денежные средства в необходимом размере не представляется возможным. Представитель Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы по доверенности Супик Е.С. возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, для получения льготы необходимо предоставление: вида на жительство, либо документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства и приобретение гражданства Российской Федерации, вместе с документами, подтверждающими получение постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации, либо удостоверение участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденный указам президента Российской Федерации, либо документы, подтверждающие выход из гражданства иностранного государства в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, получение регистрации по месту жительства в Российской Федерации (в том числе временной у родственников), документы подтверждающие подачу заявления о приобретении российского гражданства. В представленных заявительницей документах отсутствуют, вид на жительство, документ подтверждающий выход из гражданства иностранного государства, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Суд, выслушав заявительницу Нагаеву Т.И., её представителя, представителя Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявление по следующим основаниям. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Судом установлено, что заявительница Нагаева Т.И. родилась 20 апреля 1951 г. в Куйбышевской области РСФСР, выросла в Российской Федерации. Впоследствии, по жизненным обстоятельствам, до распада СССР переехала для проживания в Узбекистан и проживала в г. Навои Республики Узбекистан до июня 2011 г. В городе Майкопе Республики Адыгея на территории Российской Федерации вместе со своей семьей проживает сын заявительницы Нагаев С.Ю. В июне 2011 года, являясь русской, пенсионного возраста для воссоединения со своей семьей заявительница, снявшись с регистрационного учета в г. Навои, прибыла для постоянного места жительства в город Майкоп. 28 июня 2011 г. заявительница, временно зарегистрированная и фактически проживающая по адресу Республика Адыгея <адрес>, обратилась в ОФМС России по Республике Адыгея с заявлением о выдаче ей вида на жительство. 01 августа 2011 г. ею было нотариально зарегистрировано и направлено в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации заявление-отказ от гражданства Республики Узбекистан. 31 июля 2011 г. контейнером № на железнодорожную станцию «Майкоп» на имя Нагаевой ФИО10, проживающей <адрес> прибыли со станции Навои личные вещи заявительницы. Письмом ВрИО начальника Белореченского таможенного поста Сергиенко И.А. от 04 августа 2011 года Нагаевой Т.И. отказано в льготном оформлении личных вещей по причине отсутствия документов, подтверждающих наличие гражданства Российской Федерации. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава 49 ТК ТС). Согласно пункта 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТК ТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему. Применение какой -либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников. Соглашением предусмотрено, что таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 3 к данному Соглашению, а именно физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающим (переселяющимся) на постоянное место жительства. Однако, таможенные платежи не уплачиваются только при одновременном выполнении нескольких условий (п.п. 8, 12 приложение 3 к Соглашению): - ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза; - такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза. Согласно статье 2 Соглашения, дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза - дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства. В силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств. «Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания)…» (Определение Конституционного суда от 5 октября 2000 г. N 199-О). Действующее Российское законодательство неоднозначно даёт определение термина «место жительства». Статья 20 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает». Понятие проживания дано в ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ». В соответствии с ним проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за её пределами. Для лиц, имеющих гражданство РФ и в соответствии с Конституцией РФ законность проживания на территории РФ является по умолчанию установленной. Для остальных лиц, в первую очередь иностранных граждан и лиц без гражданства законность проживания на территории РФ определяется следующим образом. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» «… Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.» П. 2 ст. 2 предусматривает, что в целях настоящего закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства». Учитывая, что у заявительницы имеется временная регистрации в городе Майкопе до 14 декабря 2013 г., и ОФМС РФ по Республике Адыгея дано разрешение на временное проживание до вышеуказанного срока по адресу <адрес>, суд приходит к выводу о законности проживания Нагаевой Т.И. на территории Российской Федерации. О намерении заявительницы Нагаевой Т.И. проживать на территории Российской Федерации в течение неопределенного времени, бесспорно, свидетельствуют следующие её действия: снятие с регистрационного учета в Республике Узбекистан, обращение с заявлением в ОФМС РФ по РА на получение вида на жительство в Российской Федерации, направление в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации заявления-отказа от гражданства Республики Узбекистан, воссоединение с семьёй сына Нагаева С.Ю. и проживание и регистрация в их домовладении по адресу <адрес>. Факт воссоединения с семьёй подтвержден в судебном заседании как справкой с места жительства заявительницы, так и показаниями свидетеля Нагаева С.Ю. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявительница Нагаева Т.И. относится к лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства. Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление Нагаевой ФИО11 об оспаривании действий Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России - удовлетворить. Признать действия Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России незаконными. Обязать Белореченский таможенный пост Краснодарской таможни Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы России устранить препятствие к получению льготы при таможенном оформлении личных вещей, прибывших контейнером № на железнодорожную станцию «Майкоп» на имя Нагаевой ФИО12 проживающей <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 6 сентября 2011 года. Председательствующий: подпись Т.А. Поплавко <данные изъяты>: судья Т.А.Поплавко