решение по иску о постановке на жилищный учет



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А. Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием:

истца Васянина С. Н., его представителя Шабан М. М. (по ордеру);

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Зехова А. Н. (по доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Васянина Сергея Николаевича к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и возложении обязанности по постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Васянин С. Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп», в котором просил признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» и обязать ответчика признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец Васянин С. Н. поддержал исковые требования в полном объеме. В обоснование исковых требований показал, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он женат, имеет двоих детей. Ни у него, ни у членов семьи не имеется на праве собственности жилое помещение. Он обращался в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, ему было отказано в этом, ввиду того, что он достиг 30-летнего возраста. Отказ в постановке на жилищный учет считает незаконным. В связи с этим, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А. Н. в судебном заседании иск не признал. В обоснование своих возражений суду показал, что решение комиссии по жилищным вопросам является законным, поскольку истец своевременно до достижения 23 летнего возраста не обратился с заявлением, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истец Васянин С. Н. родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца Васянина Е. А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из свидетельства о смерти , запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Отец истца Васянин Н. М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из свидетельства о смерти , запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истец с 22.11.2008 года состоит в браке с Шереметьевой Э. Б. и имеет двоих несовершеннолетних детей: дочь Шереметьеву Е. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына Шереметьева Р. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из паспорта истца усматривается, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> Однако, истец со своей семьей фактически проживает по адресу: <адрес>, что усматривается из справки № 2749 от 30.06.2011 года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, истец и члены его семьи в настоящее время не имеют на праве собственности жилые помещения.

При этом, из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2011 года, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, усматривается, что супруге истца Шереметьевой Э. Б. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Право собственности прекращено 19.12.2007 года, то есть до заключения брака с истцом.

Судом установлено, что 13.05.2011 года истец обращался в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.05.2011 года, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2011 года № 1665-р, истцу было отказано в признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку возраст истца составляет более 23 лет, в частности ему полных 30 лет.

Отказ в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что истец до достижения 23-летнего возраста не обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истца, в том числе по защите его жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истцу его право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Однако, органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем он своевременно (до 23 лет) не обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на учет. В связи с чем, суд считает, что отсутствует вина истца в несвоевременном обращении по вопросу признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое истцом решение комиссии по жилищным вопросам является незаконным и истец, по мнению суда, должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, истец должен быть поставлен на жилищный учет составом семьи три человека (истец и двое детей) без включения в члены семьи его супруги, поскольку в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку со дня отчуждения супругой истца жилого дома (19.12.2007 г.) не прошло пять лет, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Васянина Сергея Николаевича к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и возложении обязанности по постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.05.2011 года, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.05.2011 года № 1665-р об отказе в признании Васянина Сергея Николаевича нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать Васянина Сергея Николаевича, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» поставить Васянина Сергея Николаевича составом семьи 3 человека на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

<данные изъяты>а