о предоставлении субсидии на жилье



К делу

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи – Куадже Т. А.,

при секретаре Кваш А. А.,

с участием представителя истца – Хачмамук Л. В. (по доверенности),

представителя ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - Зехова А. Н. (по доверенности),

представителя ответчика – Министерства образования и науки РА – Самоквитовой Л. В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Стрюкова ФИО15 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о признании нуждающимся в улучшении условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Стрюков А. А. обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству образования и науки РА, Администрации МО «Город Майкоп» о признании нуждающимся в улучшении условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что его родители умерли: мать Сайнакова Т. Н. – ДД.ММ.ГГГГ, отец Стрюков А. А. – ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Главы Администрации МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ истец находился до совершеннолетия под опекой Сайнаковой А. Б. В настоящее время истец находится в зарегистрированном браке и имеет троих детей. При обращении в Администрацию МО «Город Майкоп» по поводу постановки на очередь нуждающихся в жилом помещении как сироты, однако в указанном было отказано. Истец просит суд обязать ответчика – Администрацию МО «Город Майкоп» признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как ребенка из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и взыскать с данного ответчика и субсидиарно с Министерства образования и науки РА за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья из расчета на состав семьи из 5-ти человек в сумме 1930500 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные Стрюковым А. А. исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - в судебном заседании пояснил, что не отказывается выплатить Стрюкову А. А. субсидию на жилье, но ввиду отсутствия денежных средств, сделать это не представляется возможным. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика – Министерство образования и науки РА – в судебном заседании пояснила, что денежные средства на счет Администрации МО «Город Майкоп» уже перечислены, не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Из свидетельства о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Стрюков А. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются Стрюков А. А. и Сайнакова Т. Н.

Согласно свидетельства о смерти серии Сайнакова Т. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным свидетельства о смерти серии Стрюков А. А. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о смерти произведена запись за от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения Главы администрации МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Сайнакова А. Б. назначена опекуном над несовершеннолетним Стрюковым А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со свидетельством о заключении брака серии Стрюков А. А и Белослудцева А. В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем составлена запись акта о заключении брака .

Суду представлены свидетельства о рождении серии , , , согласно которых Стрюков К. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, Стрюков Т. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, Стрюков А. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, их родителями являются Стрюков А. А. и Стрюкова А. В.

По данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Стрюкова А. В. является правообладателем на праве общей долевой собственности – 19500/490000 земельного участка в <адрес>, в <адрес> номер объекта: , назначение объекта - земли сельскохозяйственного назначения– для производства сельскохозяйственной продукции, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации .

Суду представлено Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Стрюкова А. А.

На основании справки отделения ТИ по <адрес> филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ отделения ТИ по <адрес> на имя Стрюкова А. А., его супруги Стрюковой (Белослудцевой) А. В., их несовершеннолетних детей – сына – Стрюкова Т. А., Стрюкова К. А., сведениями о наличии объектов недвижимости в <адрес> не располагают.

Согласно справки Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ Стрюкову А. А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в МО «Гиагинское сельское поселение» не предоставлялся.

Справка Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Стрюков А. А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: оба родителя умерли. Местом его первичного выявления и устройства как ребенка указанной категории является <адрес>.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ , Стрюков А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, имеет состав семьи 4 человека (он, супруга Стрюкова А. В., сын Стрюков Т. А., сын Стрюков К. А.). Брак между Стрюковыми зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Оба родителя Стрюкова А. А. умерли (актовая запись о смерти отца от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти матери от ДД.ММ.ГГГГ). Стрюков А. А. с супругой и несовершеннолетними детьми с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в <адрес>, сведения об общей площади и документы, подтверждающие принадлежность данного домовладения не представлены. Стрюкова А. А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в ст. <адрес> <адрес> сведения об общей площади и документы, подтверждающие принадлежность данного домовладения не представлены. Супруга Стрюкова А. В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес> ст. <адрес>, сведения об общей площади и документы, подтверждающие принадлежность данного домовладения не представлены. Предоставлена справка Управления образования администрации МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Стрюков А. А. лицо относящееся к числу детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА на имя Стрюкова А. А. и супруги Стрюковой А. В. право собственности на объекты недвижимости в <адрес> не зарегистрировано. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА на имя супруги Стрюковой А. В. в <адрес> зарегистрирована 19500/490000 доля земельного участка сельскохозяйственного назначения. Решением Комиссии по жилищным вопросам Хачмамук Л. В. – доверенному лицу Стрюкова А. А. отказано в признании последнего составом семьи 4 человека нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании пп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ и положений ст. 10 Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ утратил силу и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>.

Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал ФИО16» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади жилья по <адрес>, которая составляет 21450 рублей.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым признать истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Стрюкова А. А. социальную выплату на приобретение жилья в сумме 1930500 рублей (18 кв.м. х 5 чел. х 21450800 руб.)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Исковые требования Стрюкова ФИО17 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о признании нуждающимся в улучшении условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить.

Признать Стрюкова ФИО18 нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» и Министерства образования и науки <адрес> в субсидиарном порядке в пользу Стрюкова ФИО19 социальную выплату на приобретение жилья в сумме 1930500 (один миллион девятьсот тридцать тысяч пятьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в 10-ти дневный срок через Майкопский городской суд.

Председательствующий Т. А. Куадже