о признании незаколнным решения жилищной комиссии и взыскании субсидии на жилье



<данные изъяты> к делу

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи – Куадже Т. А.,

при секретаре Кваш А. А.,

с участием представителя истца – Купина А. Ю. (по доверенности),

представителя ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - Зехова А. Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гурылевой ФИО8 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Гурылева Л. А. обратилась в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты.

В обоснование своего заявления указала, что ее родители на основании решения Ленинского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В настоящее время она как мать-одиночка воспитывает четырех несовершеннолетних детей: Гурылева А. З., Гурылеву А. З., Гурылева А. З., Гурылева А. Р. При обращении в Администрацию МО «Город Майкоп» по поводу признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении в списки претендентов на получение жилья, в указанном было отказано в связи с достижением к моменту обращения 28 лет, а также наличия жилого помещения для постоянного проживания по адресу: <адрес>, общей площадью 14,8 кв.м. для проживания с детьми. Однако, истица не согласна с вынесенным решением жилищной комиссии, так как она узнала о таком праве на получение жилого помещения только в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, до 23 лет она не имела возможности заниматься вопросом получения положенного ей жилья по причине воспитания одной своих детей. Также, при обращении в администрацию МО «Город Майкоп» ей разъясняли, что жилье у истицы имеется и дополнительная площадь не положена. Истица просит суд признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ протокол , утвержденное распоряжением главы МО «Город Майкоп» ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании Гурылевой Л. А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязав Администрацию МО «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, просила суд взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки РА за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья из расчета на состав семьи из 5-ти человек за вычетом 14,8 кв. м. в сумме 1613040 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные Гурылевой Л. А. исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - в судебном заседании пояснил, что Гурылева Л. А. обратилась к ним в возрасте 28 лет при наличии закрепленного жилья для постоянного проживания, в связи с чем претендовать на получение от государства жилого помещения она не может. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ответчик – Министерство науки и образования РА - в судебное заседание своего представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно письма Управления образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отдел опеки и охраны детства управления образования просит устроить Гурылеву Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее воспитывавшуюся в детском <адрес> в приют <адрес>, так как до оформления в детский дом она проживала и была прописана в <адрес>, ее родители были лишены родительских прав судом <адрес>.

Из путевки отдела образования Администрации <адрес> в детский <адрес> школы-интерната от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отдел образования администрации города направляет для воспитания и обучения в детском доме, школе-интернате ребенка – Гурылеву Л. А. Родители ребенка лишены родительских прав.

В деле имеются свидетельства о рождении серии , , , , согласно которых Гурылев А. Р. родился ДД.ММ.ГГГГ, Гурылев А. З. родился ДД.ММ.ГГГГ, Гурылев А. З. родился ДД.ММ.ГГГГ, Гурылева А. З. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В графе «мать» указано Гурылева Л. А.

На основании выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ , Гурылева Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет состав семьи 5 человек (она, сын Гурылев А. З., дочь Гурылева А. З., сына Гурылев А. З., сын Гурылев А. Р.) Родилась Гурылева Л. А. в <адрес>, в настоящее время работает в МУП Майкопское троллейбусное управление МО «Город Майкоп» в должности уборщицы производственных помещений. Она является многодетной матерью и одинокой матерью. Согласно письма Комитета по образованию администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ Гурылева Л. А. в несовершеннолетнем возрасте относилась к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: оба ее родителя лишены родительских прав согласно решению Ленинского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; впоследствии в отношении нее было отменено удочерение согласно решению <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Гурылева Л. А. прибыла в <адрес> для постоянного проживания в ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>. Распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ Гурылевой Л. А. на состав семьи из 2-х человек (она, сын Гурылев А. З.), была предоставлена комната в муниципальном общежитии по <адрес>. Распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» -р от ДД.ММ.ГГГГ Гурылевой Л. А., сыну Гурылеву А. З. и дочери Гурылевой А. З. в общую долевую собственность была передана одна комната в коммунальной <адрес>, жилой площадью 14, 8 кв.м. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА ранее на имя Гурылевой Л. А., сына Гурылев А. З. и дочери Гурылевой А. З. было зарегистрировано право собственности на комнату в коммунальной квартире по адресу: <адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ – отчуждена на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ . В настоящее время на имя Гурылевой Л. А., сына Гурылева А. З. и дочери Гурылевой А. З. зарегистрировано право собственности на садовый домик по адресу: <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , , . На имя Гурылевой Л. А. и членов ее семьи право собственности на другие объекты недвижимости в <адрес> не зарегистрировано. По сведениям Управления Архитектуры и градостроительства в настоящее время на имя Гурылевой Л. А. земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не предоставлялся. Гурылевой Л. А. в настоящее время полных 28 лет. Решением комиссии по жилищным вопросам Гурылевой Л. А. составом семьи 5 человек отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании положений пп.2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, положений ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте в связи с тем, что Гурылева Л. А. имела закрепленное жилое помещение для постоянного проживания по адресу: <адрес> на дату подачи заявления Гурылевой Л. А. исполнилось полных 28 лет, в связи с чем комиссия по жилищным вопросам не имеет правовых оснований для произвольного толкования положений Закона.

Однако, суд не может признать обоснованным вышеуказанное решение администрации города.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ утратил силу и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>.

Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади жилья по <адрес>, которая составляет 21450 рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что истице на момент обращения исполнилось полных 28 лет, и она как ребенок-сирота уже была обеспечена жилой площадью в <адрес> и тем самым реализовала свое право на получение жилого помещения от государства, что послужило основанием для отказа в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Так, суд считает неправомерным, что Администрация МО «Город Майкоп» предоставив жилое помещение – одну комнату в муниципальном общежитии по <адрес>, площадью 14,8 кв.м., которое впоследствии истица приватизировала, исключила последнюю из списка граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, как усматривается из материалов дела, жилое помещение было предоставлено Гурылевой Л. А. на состав семьи из 2-х человек и по площади соответствовало 14,8 кв. м. Однако, данная квадратура жилья на момент его предоставления не соответствовала положенной норме площади на семью из 2-х человек. Соответственно, конституционное право на предоставление от государства жилого помещения соответствующей площади истица не реализовала.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ протокол , утвержденное распоряжением главы МО «Город Майкоп» ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании Гурылевой Л. А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязав Администрацию МО «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Учитывая размер уже предоставленной истице площади жилого помещения– 14,8 кв.м., суд считает необходимым взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в ее пользу социальную выплату на приобретение жилья в сумме 1613 040 рублей (((18 кв.м. х 5 чел.) – 14,8 кв. м.) х 21450руб.)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Исковые требования Гурылевой ФИО9 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству образования и науки <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты, удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ протокол , утвержденное распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании Гурылевой ФИО10 нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать Гурылеву ФИО11 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» и Министерства образования и науки <адрес> в субсидиарном порядке в пользу Гурылевой ФИО12 социальную выплату на приобретение жилья в сумме 1613 040 (один миллион шестьсот тринадцать тысяч сорок) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в 10-ти дневный срок через Майкопский городской суд.

Председательствующий подпись Т. А. Куадже

<данные изъяты>: судья Т. А. Куадже