о взыскании социальной выплаты



К делу г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» октября 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А.

при секретаре Поповой Ю.В.,

с участием

представителя истца – Храповой Н.Ю.,

представителя администрации МО «Город Майкоп» - Божковой Ю.В.,

представителя Министерству образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дзыбова Юрия Анатольевича к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Дзыбов Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 772200 рублей. В обоснование своих требований указал, что с 21.04.2010 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации г. Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи из 1 человека. В настоящее время состав его семьи составляет 2 человека и он не имеет жилья на праве собственности или закрепленного на праве пользования жилого помещения. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004г.) дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. просил взыскать с администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Дзыбова Ю.А. 772200 рублей.

В судебном заседании представитель истца изменила заявленные требования и просила обязать ответчиков предоставить Дзыбову Ю.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 900900 рублей.

Представитель администрации МО «Город Майкоп» в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, указав, что истец действительно состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что все обязательства перед администрацией МО «Город Майкоп» Министерством образования и науки РА были исполнены в полном объеме.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Дзыбовым Ю.А. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дзыбов Ю.А.. родился 27.03.1989 года. Согласно выписке из протокола № 15 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 21.04.2010г., утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от 27.04.2010 г. № 1946-р, Дзыбов Ю.А., составом семьи 1 человек состоит в Администрации МО «Город Майкоп» на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общем списке и в списке граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от 27.06.2011 г. № 2075-р, Дзыбов Ю.А., поставлен на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общем списке и в списке граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с составом семьи 2 человека.

Решениями Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ родители Дзыбова Ю.А. лишены родительских прав.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 11.92940.00 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2011 года № 299 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на третий квартал 2011 года, которая составляет 21450 рублей.

При определении размера социальной выплаты, суд исходит из того, что состав семьи истца составляет 2 человека, а следовательно размер выплаты составит: 42 кв. м. х 21450 руб. = 900900 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 900900 рублей, обязанность по предоставлению которой должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно на Министерство образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Дзыбова Юрия Анатольевича к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать администрацию образования «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Дзыбову Юрию Анатольевичу и социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 900900 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Ю.А. Богус