Майкопский городской суд Республики Адыгея Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Середа А.Н. при секретаре Мусаелян В.Б. с участием представителя истца – Басиева А.В. (по доверенности), представителя Военного комиссариата Республики Адыгея – Гудзь Г.Н. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Рудько Ивана Васильевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы пенсии, Рудько И.В. обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ВК РА о взыскании задолженности, при этом пояснив, что он, был уволен из рядов вооруженных сил 13 марта 1989 года, с должности командира отдельного ремонтно-восстановительного батальона, имея выслугу более 25 лет, в календарном исчислении, из которых более трех лет на сверхсрочной службе. С 1.01.1992 г. выплата пенсии происходила на основании закона СССР № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Согласно ст. 46 которого «Пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам. .. и военнослужащим сверхсрочной службы... и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих... При этом для исчисления им пенсии учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. В порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР». Как видно из данной статьи, законодатель предоставил право Совету Министров СССР определять порядок и размеры денежного довольствия для исчисления пенсии - должностной оклад, оклад по воинскому званию, а так же процентную подбавку за выслугу лет. Применение 10 кратного размера МРОТ в формуле расчета пенсии, является изменением ст.46 Закона 1467-1, а Законодатель никому такую функцию не делегировал. И так с 1.01.1992 г. BK РА производил выплату пенсии истцу из должностного оклада (Д.О.) —1168 руб. И процентной надбавки — 20%, в размере 971,52 руб. На основании Указа Президента, от 5.12.1991 г. № 257 и ответа из Департамента социальных гарантий № 182/3/1/95446, от 15 июня 2010 года следует, что с 01.01.1992 г., должностной оклад для исчисления пенсии должен быть —1187,5 руб., (среднее значение 1140-1235 руб.). С 1.02.1992 г. BK РА продолжал выплату пенсии из тех же составляющих денежного довольствия до 1.08.1992 г., а необходимо было с данного момента на основании Постановления Правительства № 781 от 13.10.1992 г. Для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и тогда истцу необходимо применять её в размере не 20%, а 25%. Но данное постановление к истцу было применено лишь с 1.12.1993 г. Таким образом, с учетом этого изменения процентной надбавки, за выслугу лет, составляющей денежного довольствия, для исчисления пенсии, размер пенсии должен был быть-1025,41руб., а не 971,52 (разница -53,89руб). С 1.08.1992 г. выплата пенсии истцу происходила так же из заниженного Д.О. - 4180 руб. и заниженной процентной надбавки в размере - 20%. На основании Постановления, Правительства № 781 от 13.10.1992 г., с 1.11.1992г. При очередном повышении размеров пенсии работники ВК РА, вместо увеличения пенсии в 1,5 раза на основании постановления Правительства от 14.10.1992г. № 783, произвели увеличение пенсии всего 1,3 раза., чем очередной раз ее занизили. В результате изложенного за период с 1.01.1992 г. по 31.12.1992 г. задолженность с учетом индексов цен и услуг по состоянию на 31.03.2011г, составила-10649,95 рублей. Расчет и выплату пенсии истцу за январь 1993 года так же произвели не верно. С 1.01.1993г. На основании Приложения № 3 к Приказу 0.20 МО РФ, военнослужащим были установлены новые, должностные, более высокие оклады, но работника ВК РА за указанный месяц выплату пенсии произвели путем удвоения декабрьской 1992 г. пенсии, чем опять её занизили значительно и по данному пункту, с учетом индексации, задолженность составляет: 6110,44 руб. В связи с тем, что работники ВК РА стали при расчете пенсии применять верную процентную надбавку лишь с 1.12.1993 г., с опозданием на 10 мес., так образовалась задолженность с учетом индексации, в размере - 4985,49 руб. Работниками ВК РА была допущена еще одна ошибка при расчете пенсии, в сторону её занижения, когда на основании Постановления Правительства РФ № 524 от 14.07.2000 г., Министром обороны был издан приказ № 450 от 27.08.2000г., которым устанавливалось, что с 1.12.2000г. Исчисление процентной надбавки, для определения суммы пенсии необходимо производить в увеличенном размере, учитывая годы срочной и курсантской службы, но данное увеличение к истцу было применено лишь с 1.12.2000 г, с опозданием на четыре месяца. По данному основанию, с учетом индексации, задолженность составила - 617,53 рубля. Общая сумма задолженности с учетом индексации, составляет 22363,41 руб. Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представитель истца Басиев А.В., заявленные требования в уточненном виде от 14 сентября 2011 года поддержал, просил удовлетворить и взыскать с военного комиссариата за период с 31.01.1992 года по 31.12.1992 года задолженность в размере 11834.02 рубля, за январь 1993 года 5652.72 рубля, за период с 01.08.2000 года по 30.11.2000 года 971.24 рубля. Представитель ответчика Гудзь Г.Н. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях. При этом представил свой расчет задолженности, пояснив, что истец при расчетах допустил ошибку, но даже суммы, полученные в результате проверки расчетов истца, они не признают. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что с 12 мая 1989 года Рудько И.В. является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, ему была назначена пенсия, за выслугу лет исходя из должностного оклада 160 руб., установленного истцу на момент увольнения и указанного в его расчетной книжке. С 1 января 1991 года установлен оклад по воинской должности в размере 210 рублей. Согласно ст. 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих», действующего в спорный период времени, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу)в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР. В соответствии со ст. 66 данного Закона пенсии, исчисленные из заработка (денежного довольствия) в соответствии со статьями 14, 15, 23 - 26, 39 и 40 настоящего Закона, ежегодно повышаютсяс учетом изменения индекса стоимости жизни и роста заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР,но не менее чем на 2 процента заработка (денежного довольствия), из которого исчислена пенсия. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725 пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,исчисляются из денежного довольствия, выплачиваемого этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового составана день увольнения со службы(с учетом подпункта «б» пункта 2 настоящего Постановления), а уволенным со службы до введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» - из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на день введения в действие этого Закона. Денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть - в размере 50 процентов. Положениями п. 2 данного Постановления, предусматривалось, что исчисление пенсии лицам офицерского состава (кроме указанных в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта) производилось из оклада по последней штатной должности (включая прибавку взамен продовольственного пайка), оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов. Предельные размеры денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (пункт 1 настоящего Постановления),повышаются с увеличением минимальной заработной платы. При этом повышение их производится с 1 июля, если увеличение минимальной заработной платы произведено до 1 июля, и с 1 января следующего года, если увеличение минимальной заработной платы произведено с 1 июля или позднее. При этом, согласно п. 3 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службылиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, присвоение военнослужащим в период пребывания их в запасе очередных воинских званийне являются основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий. Из вышеприведенных правовых норм следует, что действующее в указанные периоды времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы). При этом норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих (либо их соответствующих категорий) была введена с 01 февраля 1993 года и содержалась в Законе РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статья 49). До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускалсятолько в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих в спорный период регулировались разными нормативно-правовыми актами. При указанных обстоятельствах, по состоянию на 01 января 1992 года в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе. Ссылка представителя истца на письмо Департамента социальных гарантий МО РФ, от15 июня 2010 года № 182/3/1/95446 на имя Карпенко Г.И., по мнению суда, также является необоснованной, поскольку противоречит раннее данным Указаниям Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444, содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов. К том уже данные разъяснения имеют отношения к Карпенко Г.И. и не могут, служит доказательством для других пенсионеров МО РФ поскольку носят персональный характер. Принимая во внимание, что в Указе Президента СССР от 19 декабря 1991 года № УП-3074, который послужил основанием для перерасчета пенсий с 01 января 1992 года, не был установлен конкретный уровень увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, подлежащий принятию для расчета пенсии, учитывая то обстоятельство, что в указанный период времени органы пенсионного обеспечения не могли располагать сведениями о размерах увеличенного денежного довольствия по конкретным воинским должностям в связи с иным установленным порядком пересмотра пенсий, суд считает, что Военный комиссариат Республики Адыгея при увеличении истцам размера пенсии с 01 января 1992 года обоснованно руководствовался Указанием Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444, содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании задолженности за период с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года. Исковые требования истца о взыскании задолженности по выплате пенсии за январь 1993 года подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 установлены новые размеры должностных окладов по «типовым» должностям с 01.01.1993 г. с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады по остальным должностям. Истец ушел на пенсию в должности командира отдельного ремонтно-восстановительного батальона, что соответствует «типовой» должности командир батальона, дивизиона с месячным должностным окладом 18500-19500 рублей, среднее значение 19000 рублей (приложение № 1 к указанному постановлению). Из пенсионного дела истца видно, что к истцу для перерасчёта пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены только с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами, ввиду чего образовалась недоплата. Кроме того, по смыслу постановления Правительства № 524 от 14.07.2000 года «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», расчет процентной надбавки необходимо было производить с учетом срочной службы. При исследовании пенсионного дела было установлено, что истец проходил срочную службу. Однако к истцу для перерасчёта пенсии новые размеры процентной надбавки за выслугу лет с учетом срочной службы были применены только с 01.12.2000 года, а не с 01.08.2000 года как это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком. Из представленных истцом и ответчиком расчетов видно, что за январь 1993 года образовалась недоплата, которая составила по данным истца 5652.72 рублей и по данным ответчика 5703,02 руб. и соответственно за период с 01.08.2000 года по 30.11.2000 года по данным истца 971,24 рубля и по данным ответчика 619,56 руб. Суд принимает за основу расчет представленный ответчиком, т.к. он основан правилах подсчета задолженности для военных пенсионеров, установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года. Согласно этому порядку сопоставляются размеры пенсии, исчисляемой из уточненного должностного оклада, установленного по состоянию на день ее перерасчета, и пенсии исчисленной исходя из прежнего должностного оклада, повышенного (проиндексированного) по состоянию на этот день. Следовательно, за январь 1993 года подлежит взысканию задолженность в размере 5703,02 руб. с учетом индексации по настоящее время, а за период с 01.08.2000 года по 30.11.2000 года задолженность в размере 619,56 руб., эти суммы суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика. Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким – либо сроком. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Суд считает возможным взыскать в пользу истца с ответчика понесенные по делу расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям, в виде оплаты нотариусу за оформление доверенности представителю на участие в деле и расходы на подготовку иска в суд в размере 890 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Иск Рудько Ивана Васильевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы пенсии, удовлетворить в части. Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Рудько Ивана Васильевича недополученную пенсии в размере 6323 рублей и судебные расходы в размере 890 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, начиная с 13.10.2011 года. Мотивированное решение изготовлено 12.10.2011 года. Председательствующий: А.Н. Середа