о признании отказа в назначении пенсии незаконным



Копия к делу №2-2464/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2011 года г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Евмененко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Герасименко Юрия Ивановича к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея об обжаловании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Герасименко Ю.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Майкопе о включении периода работы в стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии. Свои требования мотивировал тем, что 26.04.2011 года он обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой льготной пенсии, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения. На данное обращение им было получено решение от 15.07.2011г., согласно которого ответчик исключил из специального медицинского стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды: службы в вооруженных силах по призыву в должности санинструктора и в составе ограниченного контингента Советских войск ДРА с 21.04.1981г. по 27.05.1983г. как льготного стажа, а не календарного зачисления, т.е. из расчёта один месяц службы как три месяца службы; работы в должности массажиста поликлиники и врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ с 01.10.1996г. по 14.06.2001г.; работы в должности медицинской сестры по массажу (массажист) и медбратом по массажу врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ с 15.06.2001г. по 30.11.2005г.; что составляет 13 лет 11 месяцев 06 дней. Таким образом, стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил 20 лет 06 месяцев 14 дней, а не 30 лет, как того требует ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считает доводы ГУ УПФ РФ в г. Майкопе РА незаконными и необоснованными. Просил обязать ГУ УПФ РФ в г. Майкопе РА включить в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, указанные периоды работы, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения за пенсией в ГУ УПФ РФ в г. Майкопе РА, то есть с 26.04.2011 года; взыскать с ответчика понесённые по делу судебные расходы в размере 200 руб. на оплату госпошлины в суд, на удостоверение копий документов в размере 120 руб. и на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

В судебном заседании представитель истца Конокова Ю.И. по доверенности уточнила заявленные требования в части, а именно просила суд признать отказ Пенсионного фонда о назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период с 12.01.1982г. по 14.05.1983г. прохождения истцом военной службы в составе ограниченного контингента Советских войск ДРА в в\ч 2042 в должности санинструктора в льготном исчислении из расчета один месяц службы как три месяца службы, что составит 1446 дней – 3 года 11 мес. 17 дн.

Представитель ответчика по доверенности Дрыгайло М.Н. в судебном заседании иск не признал и в обоснование своих возражений указал, что период прохождения истцом действительной военной службы в армии с 12.01.1982г. по 14 мая 1983г., не может быть включён в его льготный стаж, поскольку истцом была представлена справка о службе в армии, а не справка, выданная военным комиссаром, а также согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 17.01.1983г. указанный период службы дает право на льготное исчисление для определения выслуги именно МО СССР, КГБ ССССР и МВД СССР и их правопреемниками, а не УПФ, в связи с чем, период службы засчитан в календарном порядке. Период работы с 01.10.1996г. по 14.06.2001г. не зачтен в льготный стаж, поскольку должность «массажист» не поименована в Перечне и Списке работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность. Кроме того, Национальный банк РА ЦБРФ не предоставил корректирующие сведения индивидуального учета на Герасименко Ю.И., в связи с чем не зачтен как льготный стаж период работы истца в НБ. На момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в г.Майкопе РА с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, он имел специальный стаж работы 20 лет 06 месяцев 14 дней, при требуемом специальном стаже - 30 лет, поэтому права на назначение пенсии с 26.04.2011 года у него не возникло. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.7, п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет; ранее достижения указанного возраста, трудовая пенсия по старости, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено в судебном заседании, 26.04.2011г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» года как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 30 лет.

Решением Управления пенсионного фонда РФ в г.Майкопе от 15.07.2011г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за отсутствием требуемого специального стажа. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии мотивирован тем, что период работы истца массажистом поликлиники и врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ с 01.10.1996г. по 14.06.2011г. как наименование должности не предусмотренное в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия, а также работа медицинской сестрой по массажу и медбратом по массажу врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ за периоды с 15.06.2001г. по 15.05.2003г.; с 18.05.2003г. по 12.09.2005г. и 23.09.2005г. по 30.11.2005г. как, периоды не подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Как видно из трудовой книжки истца, Герасименко Ю.И. в период с 21.04.1981г. по 27.05.1983г. проходил военную службу в Вооружённых силах по призыву, при этом, согласно военного билета БЕ №190820, истец в период с 12.04.1982 по 14.05.1983г. проходил службу в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА в составе в\ч №2042.

Кроме того, в периоды 28.12.1995г. по 30.11.2005г., работал на должностях «массажиста», «медицинской сестрой по массажу врачебного здрапункта» и «медбратом по массажу врачебного здравпункта» Национального банка РА Центрального банка РФ.

Из справки Национального банка РА ЦБ РФ от24.06.2011г. №10-33/4652 усматривается, что за весь период работы в поликлинике (врачебном здравпункте) Национального банка РА ЦБ РФ, Герасименко Ю.И. работал полный рабочий день на своем рабочем месте на 1.0 ставку.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П установлено, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также в ряде его Определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагает правовую определённость и связанную с ней предсказуемость, законодательной политики, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими, на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005г. установлено, что по волеизъявлению, и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии, по нормам Федерального закона №173- ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано в части 3 ст.55 Конституции РФ, ради достижения, которых допускается ограничение федеральными законами прав и свобод гражданина и человека.

Поскольку в период прохождения истцом службы в Вооружённых Силах по призыву с 21.04.1981г. по 13.06.1983г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959г., то к спорным правоотношениям необходимо применять его положения.

В соответствии с п.п. «г» пункта 1 Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Согласно п.4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

В данном же пункте говориться о том, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооружённых Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в п.п. «г» п.1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» от 17.01.1983г., пункт «а» которого предусматривает, что Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии – один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания – независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

Согласно ст.39 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, толкование представителем ответчика п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, как не позволяющей включать время прохождения истцом службы в составе ограниченного континента Советских войск ДРА в должности санинструктора в специальный стаж в льготном исчислении, является незаконным и ограничивает право истца на социальное обеспечение, предусмотренное ст.39 Конституции РФ.

Следовательно, период прохождения истца действительной военной службы в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан должен засчитываться в специальный стаж из расчёта как один месяц службы за три месяца службы, что за период с 12.01.1982г. по 14.05.1983г. (468 дней или (15мес. + 04дн.) х 3) составит - 3 года 09 месяца 04 дней.

Отказ ответчика засчитать истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период его работы с 01.10.1996г. по 30.11.2005г. массажистом поликлиники и врачебного здравпункта Национального банка РА ЦБ РФ, медицинской сестры по массажу (массажист) и медицинского брата по массажу врачебного здравпункта Национального банка РА ЦБ РФ, мотивирован тем, что указанная должность не поименована в Перечне и Списке работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность. А также тем, что указанный стаж не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированном) учета в соответствии подпунктом 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Указанный период работы подлежит включению в специальный стаж медицинской деятельности по следующим основаниям.

Из смысла п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ следует, что трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи назначается с учетом списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), которые при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так, списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066 действовавшее в спорный период времени и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа, в должности медицинской сестры (медицинского брата) по массажу в учреждениях, предусмотренных Списком (амбулаториях, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Аналогичным списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (действующее с 14.11.2002г. по настоящее время), и Правил исчисления периодов работы, указанным лицам, работа в должности медицинской сестры (медицинского брата) по массажу дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; при этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ссылку ответчика на то, что истцу не засчитан в специальный стаж период работы медицинской сестрой по массажу и медбратом по массажу врачебного здравпункта НБ РА ЦБ РФ с 15.06.2001г. по 30.11.2005г., ввиду отсутствия подтверждающих сведений индивидуального (персонифицированном) учета в соответствии подпунктом 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., суд не может признать основанной на законе, поскольку предоставление указанных сведений в подтверждение специального стажа в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не лежит обязанностью на истце, как работнике, а возлагается на работодателя и не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Напротив, как видно из материалов дела Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Майкопе РА от 19.07.2011г. за №09/2747 направляет запрос в Национальный банк РА ЦБРФ о предоставлении сведений в срок до 05.08.2011г. корректирующих форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета, с указанием кодов и дополнительных сведений в разделе «Условие для досрочного назначения трудовой пенсии» на Герасименко Ю.И. за 2001-2005г. (л.д.69).

При этом, решение об отказе в назначении пенсии датируется 15.07.2011г.

Вместе с тем, согласно представленных истцом документов, сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении него были представлены Национальным банком РА ЦБРФ ответчику 04.08.2011г. (л.д.70-92).

Кроме того, предоставление сведений (отчетов) в отношении истца подтверждается и выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 95-113).

Более того, ответчиком включен в льготный стаж периоды работы истца медицинским братом поликлиники Национального банка Республики Адыгея Центрального банка РФ за более ранний период времени, а именно с 28.12.1995г. по 30.09.1996г.

При таких обстоятельствах, суд считает, что указанный период работы истца, подтвержденный трудовой книжкой и справкой Национального банка РА Центрального банка РФ (НБ РА ЦБ РФ) от 24.06.2011г. исх.№10-33/4652: с 01.10.1996г. по 14.06.2001г. в должности массажиста поликлиники НБ РА ЦБ РФ, с 15.06.2001г. по 01.03.2002г. и с 01.03.2002г. по 01.01.2004г. в должности медицинской сестры по массажу (массажист) врачебного здравпункта НБ РА ЦБ РФ, с 01.01.2004г. по 30.11.2005г. в должности медицинского брата по массажу врачебного здравпункта НБ РА ЦБ РФ, подлежит включению в специальный стаж медицинской деятельности, что за вычетом периодов военных сборов с 16.05.2003г. по 17.05.2003г. и с 13.09.2005г. по 22.09.20005г. и составляет 9 лет 01 мес. 26 дней.

Таким образом, общий стаж работы истца, в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения составляет 33 года 5 месяцев 14 дней, что дает истцу право на досрочную трудовую пенсию.

Исходя из рекомендаций п.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный фонд за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

С 01.01.2002 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Судом установлено, что истец имеет предусмотренный законом специальный стаж, что даёт ему право на назначение досрочной трудовой пенсии. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия назначается со дня обращения за ней. Днём обращения пенсии считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. 26.04.2011 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Майкопе РА с необходимыми для назначения пенсии документами и заявлением о назначении пенсии с 26.04.2011 года, то есть в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Поэтому истцу должна быть назначена досрочная трудовая пенсия, в соответствии с законодательством, действующим на момент его обращения за назначением пенсии. Соответственно именно на эту дату ГУ УПФ РФ в г.Майкопе РА определяется достаточность специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии.

Оценивая добытые доказательства в их совокупности, суд считает возможным, удовлетворить заявленные истцом требования, обязав ответчика включить в его специальный стаж, дающей право для назначение досрочной пенсии, период прохождения им военной службы в ДРА в льготном исчислении и период работы в НБ РА ЦБ РФ с 15.06.2001г. по 30.11.2005г., назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с 26.04.2011 года.

Согласно ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы и по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесённые им по делу судебные расходы: на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.; за удостоверение копий документов в размере 120 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, так как именно эта сумма соответствует разумному размеру оплаты услуг представителя исходя из сложности дела и продолжительности участия представителя по делу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Герасименко Юрия Ивановича к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея об обжаловании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

Признать решение Управлению пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея от 15.07.2011г. №1687 в части отказа Герасименко Юрию Ивановичу включить в специальный стаж медицинской деятельности периоды прохождения им действительной военной службы в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан с 12.01.1982 года по 14.05.1983 года и работы в Национальном Банке РА Центрального банка РФ с 01.10.1996 года по 30.11.2005 года, за исключением периодов нахождения на военных сборах с 16.05.2003г. по 17.05.2003г. и с 13.09.2005г. по 22.09.2005г. незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея включить Герасименко Юрию Ивановичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:

период прохождения действительной военной службы с 12.01.1982г. по 14.05.1983г. в составе ограниченного контингента Советских войск в Демократической Республике Афганистан в должности санинструктора в льготном исчислении из расчета один месяц службы как три месяца службы - 3 года 10 месяцев 05 дней;

период работы с 01.10.1996 года по 14.06.2001 года в должности массажиста поликлиники Национального банка РА Центрального банка РФ; с 15.06.2001г. по 01.03.2002г. и с 01.03.2002г. по 01.01.2004г. в должности медицинской сестры по массажу (массажист) врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ; с 01.01.2004г. по 30.11.2005г. в должности медицинского брата по массажу врачебного здравпункта Национального банка РА Центрального банка РФ, за исключением периодов нахождения на военных сборах с 16.05.2003г. по 17.05.2003г. и с 13.09.2005г. по 22.09.20005г. - 9 лет 01 месяцев 26 дней и назначить ему досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26.04.2011г.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея в пользу Герасименко Юрия Ивановича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за удостоверение копий документов в размере 120 рублей, а на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, всего 10320 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 12.10.2011 года.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов

Копия верна: Судья Р.А. Гуагов