о признании действий незаконными



К делу № 2-2700/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

« 19 » октября 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Булжатова А.Х.,

при секретаре Карагезьян Е.А.,

с участием прокурора Багимова С.В.,

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по искам Прокурора г. Майкопа в интересах неопределённого круга лиц к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Куценко В.Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Головиной Л. Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Цукановой Н. В.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Петрушину В. С.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Кузнецову В. А. о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Майкопа обратился в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Куценко В.Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Головиной Л.Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Цукановой Н.В.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Петрушину В.С.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Кузнецову В.А. о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения.

Определением Майкопского городского суда от 27.09.2011 г. пять гражданских дел по указанным искам были объединены в одно производство.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой г. Майкопа совместно с Отделом надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по РА проведена проверка исполнения организациями, предприятиями и учреждениями различной формы собственности, расположенных на территории МО «Город Майкоп», законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. В ходе проверки установлено, что Управляющая рынком компании МУП «Городские рынки» и ИП Киржинов К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключили договоры , о предоставлении торговых мест соответственно , . Согласно этому договору МУП «Городские рынки» передало ИП Киржинову К.Ю. во временное пользование торговые места , расположенные на территории Центрального рынка МУП «Городские рынки» со стороны <адрес>. Эти торговые места предназначены для осуществления торговой деятельности по специализации – реализация промышленных и продовольственных товаров сроком до ДД.ММ.ГГГГ В силу п.3.2.7 вышеназванных договоров аренды ИП Киржинов К.Ю. обязан содержать торговое место в соответствии с санитарными и противопожарными правилами. ИП Киржинов К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ИП Куценко В.Н. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ИП Головиной Л.Н. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ИП Цукановой Н.В. о передаче во временное пользование торговых мест и 389 сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ИП Петрушиным В.С. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ИП Кузнецовым В.А. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктом 3 указанных договоров ИП Куценко В.Н., ИП Головина Л.Н., ИП Цуканова Н.В., ИП Петрушин В.С. и ИП Кузнецов В.А. обязались соблюдать все обязанности ИП Киржинова К.Ю., в том числе соблюдать правила пожарной безопасности. В нарушение п.2.2 НПБ 103-95 ответчикам ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушину В.С. и ИП Кузнецову В.А. торговые места (под киоск, павильон) предоставлены в подъезде пожарной и спасательной техники к крытому павильону Центрального рынка. Согласно п.3.2 Правил пожарной безопасности для объектов торговли ПБ 2.029.41053 (210-212.214).97, введенных в действие Приказом МВД РА № 381 от 05.09.1997 г., противопожарные разрывы не разрешается использовать для строительства (установки) зданий, сооружений, ларьков, киосков и т.п. В силу п.3.5 Правил временные строения (ларьки, киоски, павильоны) должны устанавливаться и располагаться от других зданий и сооружений в соответствии с требованиями НПБ 103-95. В силу п.51 Приказа Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)» при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности. В силу п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать данные пути и выходы. Однако торговые места , , расположенные в проезде для пожарной и спасательной техники к крытому павильону рынка со стороны <адрес> с установленными на них металлическими сооружениями для розничной торговли загромождают эвакуационные пути и выходы, чем препятствуют беспрепятственному подъезду пожарной техники к торговому (крытому) павильону рынка в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, загромождение эвакуационных путей является внешним фактором, способствующим возникновению и распространению угрозы террористических актов, что создает почву для экстремистских проявлений и делает объект массового скопления людей уязвимым с точки зрения антитеррористической защищенности. Согласно ст.15 ФЗ № 86-ФЗ от 02.06.2007 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются. В нарушение ст.24 указанного Федерального закона МУП «Городские рынки» по вышеназванным договорам аренды предоставило ИП Киржинову К.Ю. торговые места с нарушением требований пожарной безопасности на основе схемы, не согласованной с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности. В последующем ИП Киржинов К.Ю. передал торговые места в субаренду также с нарушением правил пожарной безопасности. Указанные торговые места не включены МУП «Городские рынки» в паспорт безопасности центрального рынка МУП «Городские рынки». Просил признать действия Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки» в части предоставления ИП Киржинову К.Ю. во временное пользование торговых мест , , расположенных на территории Центрального рынка МУП «Городские рынки» по адресу: <адрес>, для осуществления торговой деятельности по специализации – реализация промышленных и продовольственных товаров с нарушением норм пожарной безопасности, незаконными; признать действия ИП Киржинова К.Ю. по предоставлению ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушину В.С. и ИП Кузнецову В.А. торговых мест , с нарушением норм пожарной безопасности незаконными; обязать Управляющую рынком компанию МУП «Городские рынки», ИП Киржинова К.Ю., ИП Куценко В.Н., ИП Головину Л.Н., ИП Цуканову Н.В., ИП Петрушина В.С. и ИП Кузнецова В.А. освободить проезд на территорию МУП «Городские рынки» к крытому павильону рынка со стороны <адрес> для пожарной и спасательной техники, убрав с указанной территории торговые места ,

Представитель ответчика, Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ответчики ИП Киржинов К.Ю., ИП Куценко В.Н., ИП Головина Л.Н., ИП Цуканова Н.В., ИП Петрушин В.С. и ИП Кузнецов В.А., надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений об уважительности причины неявки суду не предоставили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Прокурором г. Майкопа исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управляющей рынком компанией МУП «Городские рынки» и ИП Киржиновым К.Ю. были заключены договоры аренды , о предоставлении торговых мест соответственно , на Центральном рынке МУП «Городские рынки» в <адрес> во временное пользование для осуществления торговой деятельности по специализации – реализация промышленных и продовольственных товаров на срок до ДД.ММ.ГГГГ

В силу п.3.2.7 договоров от ДД.ММ.ГГГГ , арендатор ИП Киржинов К.Ю. обязан содержать торговые места в соответствии с санитарными и противопожарными правилами.

Согласно п.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остаётся арендатор.

По делу установлено, что ИП Киржинов К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключил договор субаренды с ИП Куценко В.Н. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор субаренды с ИП Головиной Л.Н. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор субаренды с ИП Цукановой Н.В. о передаче во временное пользование торговых мест и 389 сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор субаренды с ИП Петрушиным В.С. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ заключил договор субаренды с ИП Кузнецовым В.А. о передаче во временное пользование торгового места сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.3 вышеназванных договоров субаренды ответчики ИП Куценко В.Н., ИП Головина Л.Н., ИП Цуканова Н.В., ИП Петрушин В.С. и ИП Кузнецов В.А. обязались соблюдать все обязанности арендатора ИП Киржинова К.Ю., в том числе соблюдать нормы пожарной безопасности.

В соответствии с п.2.1 и 2.2 НПБ 103-95, утверждённых приказом ГУ ГПС МВД РФ от 31.01.1995 г. № 5 «Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски», места размещения павильонов и косков подлежат согласованию в порядке, установленном местными органами власти. На отведенной территории допускается установка киосков, а также одноэтажных павильонов площадью 20 м2 и менее группами. В одной группе может размещаться не более 10 сооружений I, II, III, IlIa степеней огнестойкости или 6 - IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости. Расстояния между ними в группе не нормируются.

Пунктами 3.2 и 3.5 Правил пожарной безопасности ПБ 2.029.41053.97, утверждённых приказом МВД РА № 381 от 05.09.1997 г., противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать для строительства (установки) зданий, сооружений, ларьков, киосков и т. п. Временные строения (ларьки, киоски, павильоны) должны устанавливаться и располагаться от других зданий и сооружений в соответствии с требованиями НПБ 103-95.

Аналогичные требования содержатся в п.51 Приказа Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)», которым установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

На основании п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать данные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

В соответствии с п.164 ППБ 01.03 вещевые рынки, организованные по разрешению местных органов власти в установленном порядке на открытых площадках, должны отвечать следующим требованиям пожарной безопасности: торговое оборудование должно располагаться с учётом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 м вдоль рядов к эвакуационным выходам.

Как видно из представленного прокурором акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой государственным инспектором г. Майкопа по пожарному надзору ФИО2, ответчиками нарушены вышеназванные правила в области пожарной безопасности.

В нарушение требований ст.ст.12, 56 ГПК РФ ответчики не представили суду доказательств, свидетельствующих о том, что к моменту рассмотрения дела вышеназванные нарушения ими устранены.

Кроме того, загромождение эвакуационных путей является внешним фактором, способствующим возникновению и распространению угрозы террористических актов, что делает объект массового скопления людей уязвимым, с точки зрения антитеррористической защищённости.

В силу ст.15 ФЗ от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.

В соответствии с ч.1 ст.24 названного Федерального закона, организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007года.

Согласно п.п. «а», «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Допущенные нарушения в области пожарной безопасности и соблюдения антитеррористического законодательства в конечном итоге создаёт угрозу жизни и здоровью, а также имуществу неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, работающих, а также посещающих территорию МУП «Городские рынки».

Однако в нарушение названных положений законодательства МУП «Городские рынки» по договорам от ДД.ММ.ГГГГ , предоставило ИП Киржинову К.Ю. торговые места , с нарушением требований пожарной безопасности на основе схемы, не согласованной с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Последующее предоставление ИП Киржиновым К.Ю. в субаренду названных торговых мест ответчикам ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушину В.С. и ИП Кузнецову В.А. также было осуществлено с нарушением норм пожарной безопасности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из установленных законом способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку изложенные прокурором обстоятельства нашли полное подтверждение в судебном заседании, заявленные им иски подлежат удовлетворению в полном объёме.

Прокурор при подаче настоящего иска был освобождён от уплаты госпошлины в силу закона, и в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинова К.Ю., ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушина В.С. и ИП Кузнецова В.А. следует взыскать госпошлину в доход государства.

Поскольку прокурором к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки» и ИП Киржинову К.Ю. предъявлено 5 исков, а к остальным ответчиком предъявлено по одному иску, а иски являются неимущественными и заявленными в интересах неопределённого круга лиц, то в соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход государства подлежит взысканию госпошлина с Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки» и ИП Киржинова К.Ю. в размере по 1000 руб. с каждого (200 руб. х 5 = 2000 руб.), а с остальных ответчиков по 200 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1.Иски Прокурора г. Майкопа в интересах неопределённого круга лиц к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Куценко В. Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Головиной Л. Н.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Цукановой Н.В.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Петрушину В.С.; к Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки», ИП Киржинову К.Ю. и ИП Кузнецову В. А. о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.

2.Признать незаконными действия Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки» в части предоставления с нарушением норм пожарной безопасности ИП ФИО1 во временное пользование торговых мест , , расположенных на территории Центрального рынка МУП «Городские рынки» по адресу: <адрес>, для осуществления торговой деятельности по специализации – реализация промышленных и продовольственных товаров.

Признать незаконными действия ИП Киржинова К. Ю. по предоставлению ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушину В.С. и ИП Кузнецову В.А. с нарушением норм пожарной безопасности торговых мест , , расположенных на территории Центрального рынка МУП «Городские рынки» по адресу: <адрес>.

Обязать Управляющую рынком компанию МУП «Городские рынки», ИП Киржинова К.Ю., ИП Куценко В.Н., ИП Головину Л.Н., ИП Цуканову Н.В., ИП Петрушина В. С. и ИП Кузнецова В.А. освободить проезд на территорию МУП «Городские рынки» к крытому павильону рынка со стороны <адрес> для пожарной и спасательной техники, убрав с указанной территории торговые места ,

3.Взыскать в доход государства госпошлину с Управляющей рынком компании МУП «Городские рынки» и ИП Киржинова К.Ю. в размере по 1000 руб. с каждого, а с ИП Куценко В.Н., ИП Головиной Л.Н., ИП Цукановой Н.В., ИП Петрушина В. С. и ИП Кузнецова В.А. в размере по 200 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд.

Председательствующий А.Х. Булжатов