о признании бездействия незаконным



Копия к делу №2-2857/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Евмененко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Майкопа в интересах Химиченко Марины Анатольевны к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия незаконным и обязании предоставления жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Майкопа обратился в суд в интересах Химиченко М.А. к ответчикам и просил признать бездействие ответчиков по не предоставлению ей жилого помещения противоречащими требованиям закона. При этом указал, что Химиченко М.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации г.Майкопа и включен в льготный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи два человека. Однако, до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. В связи с чем Прокурор г.Майкопа полагает, что нарушаются права Химиченко М.А. и просил обязать ответчиков выделить денежные средства для приобретения жилья Химиченко М.А. на первичном или вторичном рынке путем проведения торгов и предоставить ему указанное жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г.Майкопа Казачек А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил иск удовлетворить.

Химиченко М.А. в судебном заседании поддержала заявленное требование и просил его удовлетворить, при этом пояснила, что в настоящий момент нашла жилое помещение, которую намерена приобрести в случае выделения денежных средств на эти цели.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Тешев С.Р., исковые требования не признал, пояснив, что Минобразованием и науки РА ежегодно выделяются ассигнования на приобретение жилья указанной категории граждан - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в 2011 г. были выделены на эти цели денежные средства в размере 52980,56 тыс. руб., которые осваюваются в порядке определенном постановлением Кабинета Министров РА №74. В 2011г. им выделено и Администрацией МО «Город Майкоп» получено на эти цели 9000000 руб. Кроме того, заинтересованное лицо само должно найти жилье, в соответствии с социальной нормой, и обратиться с заявлением в Администрацию о приобретении для него жилого помещения, что не было сделано заинтересованным лицом.

Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитова Л.В. возражала в части требований прокурора о признании бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея по не предоставлению Химиченко М.А. жилого помещения за необоснованностью, указав, министерство со всеми муниципальными образованиями с 2009г. подписываются соглашения о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея бюджета Республики Адыгея бюджету муниципального образования на обеспечение жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. В свою очередь во всех муниципальных образованиях определены специалисты, ответственные за реализацию данных полномочий. Законом РА от 17.12.2010 года №394 «О республиканском бюджете РА на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию «Город Майкоп» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме 52980, 56 тыс.рублей. Размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, рассчитывается исходя из расчетной потребности средств и поправочного коэффициента, определяемого как отношение средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию данных полномочий и общей потребности в средствах на эти цели в текущем году. Ежегодно Министерством образования и науки Республики Адыгея направляется заявка в Министерство финансов Российской федерации на получение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Проводится ежеквартальный мониторинг состоящих на учете в муниципальном образованиях лиц из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ежегодный о количестве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и в семьях граждан не имеющих закрепленного жилого помещения. Министерством образования и науки Республики Адыгея проведен мониторинг обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и не состоящих на учете в муниципальных образованиях. По данным мониторинга, с целью реализации права на жилое помещение направлены письма в адрес руководства образовательных учреждений о содействии в постановке на жилищный учет данных обучающихся. Таким образом, требования Прокурора признать бездействие Министерства образования и науки РА по не предоставлению Черенкову Н.Р. жилого помещения противоречащими требованиям законодательства считает необоснованными.

В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к Министерству образования и науки Республики Адыгея и от требования о признания бездействия администрации муниципального образования противоречащим требованиям законодательства, поддержал требование об обязании администрации МО «город Майкоп» выделить денежные средства на приобретение жилья на первичном и вторичном рынке у физических или юридических лиц для Химиченко М.А. составом семьи из 2-х человек в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74.

Химиченко М.А. поддержала измененные требования требование прокурора.

Выслушав доводы лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором города Майкопа исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Химиченко М.А. относится к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с 01.03.2011г. составом семьи 2 человека состоит на учете в администрации муниципального образования «Город Майкоп» в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в общем списке и в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основанием постановки на учете являлось наличие статуса граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст.1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008г. №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании ч.2, 3 ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Судом установлено, что Министерство образования и науки Республики Адыгея, распределило бюджетные ассигнования на приобретение жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье по муниципальным образованиям и администрации МО г.Майкоп выделены денежные средства на сумму свыше 27 млн. рублей, остаток на 01.10.2011г. составляет 5844,55 тыс. руб.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. №74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеет место бездействие Администрации МО «Город Майкоп» по обеспечению жильем Химиченко М.А., как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из двух человек, в связи с чем следует на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» возложить обязанность по обеспечению жильем Химиченко М.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» выделить денежные средства на приобретение жилья на первичном и вторичном рынке у физических или юридических лиц для Химиченко М.А. составом семьи из 2-х человек в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов

Копия верна: Судья Р.А. Гуагов