№ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 27 октября 2011 года. Судья Майкопского городского суда, <адрес>, Нехай Р.М. С участием представителя истца Арутюнян Андрея Эдуардовича по доверенности Блягоз А.С. представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Божковой Ю.В. при секретаре Волине К.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арутюнян Андрея Эдуардовича к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки РА о признании незаконным решения жилищной комиссии У С Т А Н О В И Л Арутюнян Андрей Эдуардович обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки РА о признании незаконным решения жилищной комиссии, указав в обоснование, что он родился в <адрес> 24.01.1991 году. Он относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец Арутюнян Э.Л. умер 16.01.2008г., его мать Арутюнян Н.А. решением суда от 24.09.2008г. была лишена родительских прав. За ним не числится на праве собственности жилое помещение. 13.09.2011 года он обратился с заявлением в Администрацию МО «Город Майкоп» о признании его составом семьи 1 человек нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и включении в список претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Однако, решением Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 14.09.2011 года ему было отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что за ним сохранено право проживания и пользования квартирой по адресу: <адрес>, х. Косинов, <адрес>,кв.8, общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Город Майкоп». Считает решение Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» является незаконным по следующим основаниям. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, х. Косинов, <адрес>,кв.8, числится в реестре федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за Адыгейским НИИСХ, который и представил данную квартиру его матери по договору социального найма. Однако, ни он, ни его мать в данной квартире не проживают, поскольку проживание в этой квартире невозможно ввиду несоответствия ее требования, предъявляемым к жилым помещениям. Так актом Государственной жилищной инспекции <адрес> от 25.08.2011 года установлено, что указанная выше квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Имеет место увлажнение нижней части стен, обрастание их мхом, разрушение окон (разбиты стекла и повреждены оконные коробки и переплеты), отсутствует отмостка по периметру здания, наличие сколов в асбестоцементном покрытии кровли, неисправность конькового покрытия, разрушение кирпичной кладки оголовков дымовых труб, гниение и деформация досок карнизного свеса кровли и фронтона, неисправность системы электроснабжения, трещины, выпучивание, отпадение отдельными местами штукатурного слоя стен, перегородок и потолков, имеет место наличие трещин в местах сопряжения стен и потолков, разрушение кирпичной кладки печи. Поскольку квартира предоставленная его матери не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также учитывая, что он не имеет на праве собственности иное жилое помещение, то комиссия по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» должна была признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, истец Арутюнян Андрей Эдуардович просит: Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп от 14.09.2011 года, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «Город Майкоп» от 14.09.2011 года, утвержденного распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» от 19.09.2011 года №-р, об отказе в признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию МО «Город Майкоп» поставить его на учет граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Взыскать с Администрации муниципального образования и науки <адрес> в его пользу за счет субсидий социальную выплату на приобретение жилья в размере 707850 рублей. В судебном заседании представитель истца поддержал свои исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. При этом, он пояснил, что Арутюнян А.Э. фактически не может пользоваться квартирой в х.Косинов, <адрес>, где он прописан т.к. он не удовлетворяет требованиям жилого помещения и в нем проживает его мать, которая лишена родительских прав по отношению к Аратюнян А.Э. Кроме того, эта квартира принадлежит Адыгейскому НИИСХ. Представитель Министерства образования и науки РА по доверенности Самоквитова Л.В. будучи извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В своем возражении ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя. При этом, ими в суд предоставлены письменные возражения на исковое заявление Арутюнян А.Э. в котором указано, что финансовое обеспечение данных гарантий является расходным обязательством субъекта РФ. Законом <адрес> от 17.12.2009 года № «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» муниципальному образованию «Город Майкоп» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме 52 980, 56 рублей. Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Божкова Ю.В. иск не признала пояснив, что Арутюнян А.Э. имеет квартиру в х.Косинов. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлено, что Арутюнян Андрей Эдуардович родился 24 января 1991 года. Его родителями являются Арутюнян Э.Л. умерший 16.01.2008 года и Арутюнян Н.А. которая решением суда от 24.09.2008 года лишена родительских прав по отношению к нему. Следовательно, Арутюнян А.Э. в возрасте 17 лет стал относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справки муниципального образовательного учреждения МОУ ВСОН № ст.Ханская, Арутюнян А.Э. обучался в вечерней школе № и окончил там 9 классов в 2010 году. В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В соответствии со ст.1 ФЗ № от 21.012.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Арутюнян А.Э. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Ст. 1 Закона <адрес> от 8 апреля 2008 г. № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Арутюнян А.Э. обращался в администрацию муниципального образования «город Майкоп» с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и включении его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Однако, решением комиссии по жилищным вопроса администрации муниципального образования «город Майкоп» от 14.09.2011 года, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «город Майкоп» 19.09.2011года №-р, Арутюнян А.Э. отказано в этом, в связи с тем, что он сохраняет за собой право проживания и пользования муниципальной квартирой по адресу: <адрес>, х.Косинов, <адрес>, где обеспечен общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, установленной в муниципальном образовании. Однако, в соответствии с ч.1,2 ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относится квартира и ею признается структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Согласно акта государственной жилищной инспекции <адрес> от 25 августа 2011 года по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома по <адрес> в х.Косинов установлены значительные признаки физического износа конструкций и <адрес> не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Постановлением Правительства РФ № от 28.01.2007 года « Об утверждении Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Вследствие разрушения окон в квартире и проникновением атмосферных осадков, наружного воздуха в холодный период и необеспечением микроклимата жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд считает, что Арутюнян А.Э. надлежаще не обеспечен жилым помещением и он нуждается в предоставлении ему жилого помещения т.к. не имеет на праве собственности объектов недвижимости. Следовательно, решение жилищной комиссии администрации МО «город Майкоп» об отказе Арутюнян А.Э. в признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, утвержденного распоряжением главы муниципального образования «город Майкоп» 19.09.2011 года за №-р, не соответствует вышеизложенным требованиям Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>. Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Судом установлено, что Министерство образования и науки <адрес>, распределило бюджетные ассигнования на приобретение жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, по муниципальным образованиям в том числе в администрацию МО «город Майкоп». Следовательно, ответственность по обеспечению жильем истца возложена на администрацию муниципального образования «город Майкоп». При этом, Министерство образования и науки РА должно нести субсидарную ответственность. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от 21 апреля 2009г. № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку. Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2011 года № утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.метра общей площади жилья по <адрес> в размере 21450 рублей. Следовательно размер социальной выплаты Арутюнян А.Э. с составом семьи 1 человек равняется 707850 рублей, на получение которого он имеет право и которая подлежит взысканию в его пользу с администрации МО «город Майкоп» и субсидарно с Министерства образования и науки РА. С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает исковые требования Арутюнян Андрея Эдуардовича подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «город Майкоп»от 14.09.2011 года утвержденного распоряжением главы муниципального образования «город Майкоп» от 19.09.2011 года №, об отказе в признании Арутюнян Андрея Эдуардовича нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «город Майкоп» поставить Арутюнян Андрея Эдуардовича на учет граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Взыскать с администрации муниципального образования «город Майкоп» и субсидарно с Министерства образования и науки <адрес>, в пользу Арутюнян Андрея Эдуардовича, за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 707850 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение 10 суток. Председательствующий: подпись: Нехай Р.М. <данные изъяты> <данные изъяты>.