о признании незаконным бездействие



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,

при секретаре Непочтовой В.А.,

с участием помощника прокурора г. Майкопа – Багимова С.В.,

представителя ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Зехова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Майкопа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Администрации МО «Город Майкоп и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Майкоп» по непринятию муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем принятия новой муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. При этом указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Майкопа в деятельности органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Майкоп», выявлены нарушения требований жилищного законодательства, в том числе препятствующие реализации прав неопределенного круга лиц на жилье, соответствующее установленным требованиям. На территории муниципального образования «Город Майкоп» была утверждена муниципальная целевая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 21.09.2007 №193-рс. Однако, данная программа не финансировалась, в связи с чем решением указанного органа местного самоуправления от 22.10.2010 №288-НА признана утратившей силу. Кроме того, бюджетные заявки в Министерство строительства, транспорта, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства РА не направлялись. При этом, согласно письму администрации муниципального образования за период 2005-2009 г. произведено отселение 83 квартир, в то время как согласно Реестра ветхого жилищного фонда в переселении нуждаются 2618 человек, общая площадь жилых помещений, непригодных для проживания составляет 30 890,8 кв.м. Кроме того, в настоящее время один многоквартирный дом признан аварийным на территории муниципального образования «Город Майкоп»- по адресу <адрес>, <адрес> в г. Майкопе, а так же признаны аварийными квартиры в <адрес> в г. Майкопе. Срок реализации муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда завершился 31 декабря 2010 года. Отсутствие финансирования ранее действовавшей муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья привело к тому, что большинство граждан, живущих в непригодном для проживания жилье не смогли реализовать гарантированное им Конституцией РФ и жилищным законодательством право на проживание в жилом помещении, отвечающим установленным требованиям, и данное право нарушено бездействием органа местного самоуправления. В судебном заседании помощник прокурора г. Майкопа Багимов С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Зехов А.Н., исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой «Жи­лище на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, не предусмотрены средства на отселение граж­дан из домов, признанных непригодными для проживания, несмотря на перенос сро­ков признания домов аварийными на 01.01.2010 г., в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия ре­формированию жилищно-коммунального хозяйства». Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена исключительная обязанность органов местного самоуправления по финансированию мероприятий связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Действующим законодательством предусмотрена лишь совместная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению данных вопросов. В настоящее время условия для совместной деятельности по данному вопросу в МО «Город Майкоп» отсутствуют ввиду того, что в программе «Жилище на 2011-2015 годы» подпрограмма «Переселение граждан из непригодного (ветхого) для проживания жилья» не предусмотрена, а участие в программе переселения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяй­ства" невозможно, так как единственный аварийный многоквартирный дом, распо­ложенный по адресу: г. <адрес>, <данные изъяты>, признан аварийным после 1 января 2011 года. На основании изложенного, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Майкоп подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации и согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Указанные нормы реализованы в Постановлении Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгеи от 27.06.2007 №479-гс «Об утверждении республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в РА» (далее Постановление № 479).

Так, согласно части 4 раздела 4 Постановления № 479, в части реализации программы, жилые помещения предоставляются нанимателям в порядке и на условиях, предусмотренных разделами III и IV Жилищного кодекса Российской Федерации, а собственникам - в случае, предусмотренном ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно Постановлению № 479 в соответствии с поставленными целями и задачами система мероприятий по реализации программы включает в себя работу по предоставлению в соответствии с бюджетным законодательством средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых в виде субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий Программы на очередной финансовый год (далее - субсидия), утверждаемое постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея, подготовленным на основании бюджетных заявок уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Основным критерием выделения городским округам и муниципальным районам средств республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию мероприятий программы является наличие разработанной и утвержденной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что на территории муниципального образования «Город Майкоп» была утверждена муниципальная целевая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 21.09.2007 №193-рс. Однако, данная программа не финансировалась, в связи с чем муниципальным нормативным правовым актом от 22.10.2010 № 288-НА признано утратившей силу Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 21.09.2007 №193-рс. Кроме того, бюджетные заявки на финансирование указанной муниципальной программы в Министерство строительства, транспорта, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства РА не направлялись.

Постановлением администрации г. Майкопа РА от 10.12.2001 г. № 995 утверждена городская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», разработанная в соответствии с постановлением Кабинета Министров РА от 16.07.2001 г. № 234 «Об утверждении республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в РА». Программа входит в состав программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в РА» на 2002-2010 годы. За период 2005-2009 г.г. произведено отселение 83 квартир. В настоящее время 911 семей в количестве 2618 человек, проживающих на территории муниципального образования «Город Майкоп» нуждаются в переселении. Общая площадь жилых помещений, непригодных для проживания составляет 30 890,8 кв.м.

Кроме того, в настоящее время один многоквартирный дом признан аварийным на территории муниципального образования «Город Майкоп»- № 22 по ул. 5 переулок в г. Майкопе, и подлежащим сносу, что подтверждается заключением о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания от 27.01.2011 г. и распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от 04.02.2011 г.

Срок реализации муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда завершился 31 декабря 2010 года.

Согласно ст.ст. 64, 174.1 БК РФ бюджет муниципального образования должен быть принят на очередной финансовый год. Нормативные правовые акты, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Отсутствие финансирования ранее действовавшей муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья привело к тому, что большинство граждан, живущих в непригодном для проживания жилье не смогли реализовать гарантированное им Конституцией РФ и жилищным законодательством право на проживание в жилом помещении, отвечающим установленным требованиям, и данное право нарушено бездействием органа местного самоуправления.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеет место бездействие Администрации МО «Город Майкоп» по не непринятию муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором г. Майкопа исковые требования в части признании бездействия администрации МО «Город Майкоп» незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия новой муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, суд считает подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании незаконным бездействия.

Признать бездействие Администрации Муниципального Образования «Город Майкоп» по непринятию муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья - незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального Образования «Город Майкоп» устранить допущенные нарушения путем принятия новой муниципальной целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 27.10.2011 г.

<данные изъяты>

Председательствующий Ж.В. Григорова