К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Майкопский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Зубкова Г.А. при секретаре Сорокиной Г.А. с участием прокурора Казачек А.Г., представителя администрации МО «Город Майкоп» Христенко З.А. (по доверенности), рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по иску прокурора <адрес> в интересах Токмань ФИО7 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах Токмань Я.С. обратился с иском к ответчикам о признании бездействия органа государственной власти, в обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Токмань Я.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп», в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи один человек. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ), дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем - «дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в ст.1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке, у физических или юридических лиц, на условиях проведения торгов, в установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета <адрес>. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просил признать бездействие Минобразования и науки РА, Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Токмань Я.С. жилого помещения незаконным и обязать Минобразования и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «Город Майкоп» на приобретение жилого помещения для Токмань Я.С., а Администрацию МО «Город Майкоп» приобрести жилое помещение, путем проведения торгов и предоставить его Токмань Я.С. по договору социального найма, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Казачек А.Г., поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Заинтересованное лицо Токмань Я.С. в судебном заседании изменила исковые требования и просила суд взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> за счет субвенций социальную выплату в размере 707850 рублей на приобретение жилого помещения. Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп» исковые требования, в части, относящейся к администрации, признал. Представитель Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав доводы представителей - истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФЗ. Судом установлено, что Токмань Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации им не использовано. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №, Токмань Я.С. состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. На основании ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Из приложения № к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета <адрес> на 2010 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки <адрес>. Объем запланированных расходов на ДД.ММ.ГГГГ – 60000 000 рублей. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ). На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки <адрес>. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем Токмань Я.С., как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки <адрес> должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку. Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по <адрес>, которая составляет 21 450 рублей. При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, составом семьи 1человека, суд исходит из следующих расчетов: 33 кв. м. х 21450 руб. = 707850 рублей. При таких обстоятельствах, суд считает, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 707850, которая подлежит взысканию в ее пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки <адрес> за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Токмань ФИО8 к Администрации Муниципального Образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично. Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Майкоп», за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета <адрес> и субсидиарно, за счет средств казны <адрес>, с Министерства образования и науки <адрес>, в пользу Токмань ФИО9 социальную выплату на приобретение жилья в размере 707850 (семьсот семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей. В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия незаконным - отказать, в виду необоснованности. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Майкопский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Г.А.Зубков