К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Майкопский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Зубкова Г.А. при секретаре Сорокиной Г.А. с участием прокурора Казачек А.Г., представителя администрации МО «Город Майкоп» Тешева С.Р. (по доверенности), рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по иску прокурора <адрес> в интересах Устюговой ФИО7 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах Устюговой ФИО8 обратился с иском к ответчикам о признании бездействия органа государственной власти, в обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Устюгова В.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп», в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи один человек. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №–ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ), дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем - «дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в ст.1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке, у физических или юридических лиц, на условиях проведения торгов, в установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета <адрес>. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просил признать бездействие Минобразования и науки РА, Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Устюговой В.В. жилого помещения незаконным и обязать Минобразования и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «Город Майкоп» на приобретение жилого помещения для Устюговой В.В., а Администрацию МО «Город Майкоп» приобрести жилое помещение, путем проведения торгов и предоставить его Устюговой В.В. по договору социального найма, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Казачек А.Г., поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Заинтересованное лицо Устюгова В.В. в судебном заседании изменила исковые требования и просила суд обязать Администрацию МО «Город Майкоп» приобрести ей жилье посредством перечисления социальной выплаты в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу такого жилого помещения. Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп», по доверенности Тешев С.Р., исковые требования признал и пояснил, что в случае выделения необходимых средств из республиканского бюджета и предоставления истицей договора купли-продажи жилья администрация произведет все необходимые расчеты. Представитель Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав доводы представителей - истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФЗ. Судом установлено, что Устюгова В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации им не использовано. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № Устюгова В.В. состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. При этом, как видно из представленного истицей договора, между нею и гр. Ивановой М.Б. заключен предварительный договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Иванова М.Б. продает, а истица покупает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. Из п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, усматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С учетом приведенных выше законодательных норм, суд приходит к выводу, что формирование Администрацией муниципального образования «Город Майкоп», Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья, предполагает незамедлительное обеспечение жильем, граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах. В соответствии со ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. На основании ст.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством», Муниципальное Образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Из Приложения № к Закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки <адрес>. Объем запланированных расходов на ДД.ММ.ГГГГ год – 60.000.000 рублей. Такой же объем субвенций, на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», выделен и на 2011г., в том числе, в <адрес> 19967000 рублей (приложение № к Закону РА от ДД.ММ.ГГГГ №). Пунктом 3 ст.20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. В целях реализации гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом <адрес> «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 3 Порядка определено, что обеспечение жильем детей-сирот осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в статье 1 Закона <адрес> "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством", на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядке с последующей передачей в собственность. В соответствии с п. 5 Порядка осуществления государственных полномочий <адрес> по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья, определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, что в соответствии с п. 10 Порядка по желанию получателя жилья, при отсутствии необходимого жилищного фонда, ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку. Пунктом 2 названного приложения определено, что получатель выплаты имеет право использовать выплату на приобретение в собственность жилого помещения, принятого в установленном порядке в эксплуатацию, по договору купли-продажи. Пунктом 22 приложения к Порядку определенно, что при отсутствии замечаний к представленным документам орган местного самоуправления перечисляет сумму выплаты в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу жилья. Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления – ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов – ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ. Учитывая, что обязанность по предоставлению жилого помещения Устюговой В.В. лежит на администрации МО «Город Майкоп», то в силу приведенных норм действующего законодательства администрация МО «Город Майкоп» обязана предоставить Устюговой В.В. жилое помещение в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 74, а именно - путем приобретения для нее жилого помещения (не ниже социальной нормы) посредством перечисления социальной выплаты в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу такого жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 202 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить частично исковые требования прокурора <адрес> в интересах Устюговой ФИО9 к Администрации Муниципального Образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по не предоставлению жилого помещения Устюговой ФИО10 - незаконным. Обязать администрацию МО «Город Майкоп» приобрести Устюговой ФИО11 жилое помещение (не ниже социальной нормы) посредством перечисления социальной выплаты, в соответствии с предварительным договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, продавцу такого жилого помещения. В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к Министерству образования и науки <адрес> о признании бездействия незаконным - отказать, в виду необоснованности. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес>, через Майкопский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий подпись Г.А.Зубков <данные изъяты> Судья Г.А.Зубков