о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты.



К делу № 2-2683/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Бобиной Т.Я.,

при секретаре Костышиной Л.Ю.,

рассмотрев, в открытом судебном заседании, дело по иску Пелипенко Анны Сергеевны к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Пелипенко А.С. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты.

Свои требования мотивировала тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Майкопе.

Относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку родилась вне брака, мать – Пелипенко Наталья Павловна умерла 07.08.1992г. Проживала в 1\2 доле дома своей бабушки Скулкиной Н.П. по адресу <адрес>, вместе со своим братом Пелипенко А.Н., который, на основании Постановления Главы Администрации г.Майкопа от ДД.ММ.ГГГГ , был назначен ее опекуном, до совершеннолетия.

Своевременно, до 23 лет она не обращалась за получением жилья, поскольку не знала о праве на внеочередное получение, а органы опеки и попечительства также не приняли мер по защите ее жилищных прав.

В июне 2011г она обратилась в Администрацию МО «Город Майкоп» по поводу признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении в списки претендентов на получение жилья.

Решением комиссии по жилищным вопросам от 08.06.2011г в указанном ей было отказано, в связи с достижением, к моменту обращения, ею возраста - полных 25 лет.

Однако, она не согласна с вынесенным решением жилищной комиссии, так как не знала о своем праве на получение жилого помещения и до 23 лет не имела возможности заниматься вопросом получения положенного ей жилья.

Просила признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» от 08.06.2011 года протокол № 21, утвержденное распоряжением Главы МО «Город Майкоп» от 15.06.2011года № 1941-р, в части отказа в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязав Администрацию МО «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включить в списки граждан, нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Кроме того, просила суд взыскать в ее пользу с Администрации МО «Город Майкоп» и с Министерства образования и науки РА, субсидиарно, за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья, из расчета на состав семьи 1 человек в сумме 686.400 руб.

Истица, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила дело рассмотреть без ее участия.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Казакова А.А. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме, уточнив, что поскольку, в соответствии с приказом Минрегразвития РФ от 26.09.2011г №462, средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья по РА на 4 квартал 2011г определена в размере 22.100 руб, то просила суд взыскать в ее пользу с Администрации МО «Город Майкоп» и с Министерства образования и науки РА, субсидиарно, за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья, из расчета на состав семьи 1 человек в сумме 707.850 руб.

Представитель ответчика – Администрации МО «Город Майкоп» - Христенко З.А. в судебном заседании пояснила, что истица обратилась к ним в возрасте 25 лет, в связи с чем, претендовать на получение от государства жилого помещения она не может. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ответчик – Министерство науки и образования РА в своем письменном отзыве иск не признал. Представитель по доверенности Самоквитова Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила дело рассмотреть без ее участия.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно справке Администрации МО «Город Майкоп» РА № 845 от 94.05.2011г Пелипенко А.С. (Н.) в несовершеннолетнем возрасте относилась к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: рождена вне брака, мать умерла (актовая запись о смерти от 07.08.1992 года), Местом ее первичного выявления как ребенка, оставшегося без попечения родителей является г.Майкоп. Пелипенко А.С. (Н.) состояла на учете опекаемых в органе опеки и попечительства в г.Майкопе. Закрепленного жилья за ней в г.Майкопе нет.

Согласно выписке из решения Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» от 08.06..2011 года протокол № 21, утвержденной распоряжением Главы МО «Город Майкоп» от 15.06.2011года № 1941-р, Пелипенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет состав семьи 1 человек, работает на факультете экономики ГОУ ВПО «Государственный академический университет гуматитарных наук».

По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РА и Управления архитектуры и градостроения на имя Пелипенко А.С., право собственности на объекты недвижимости в г.Майкопе не зарегистрировано, земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не представлялся. Пелипенко А.С. в настоящее время полных 25 лет.

Решением комиссии по жилищным вопросам Пелипенко А.С. составом семьи 1 человек, отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании положений п.п.2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, в связи с тем, что на дату подачи заявления Пелипенко А.С. исполнилось полных 25 лет, в связи с чем, комиссия по жилищным вопросам не имеет правовых оснований для произвольного толкования положений Закона.

Однако, суд не может признать обоснованным указанное решение комиссии Администрации города.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, утратил силу, и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством», Муниципальное Образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, ч. 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ, Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.09.2011 года № 462 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 4 квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади жилья по Республики Адыгея в размере 22.100 рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку истице на момент обращения исполнилось полных 25 лет и это является основанием для отказа в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, суд считает не состоятельными.

Таким образом, свое конституционное право на предоставление ей государством жилого помещения соответствующей площади истица не реализовала.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» от 08.06..2011 года, протокол № 21, утвержденное распоряжением Главы МО «Город Майкоп» от 15.06.2011года № 1941-р, в части отказа в признании Пелипенко А.С. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязав Администрацию МО «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Поскольку семья истицы состоит из 1 человека, то она имеет право на получение жилой площади по договору социального найма общей площадью 33 кв.м.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.09.2011г №462, установлена средняя стоимость 1 кв.м жилой площади в Республике Адыгея – 22.100 руб.

Таким образом, размер субсидии истице, при отсутствии необходимого жилого фонда составляет 22.100х33=729.300 руб.

Суд считает необходимым взыскать с Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Пелипенко А.С. социальную выплату на приобретение жилья в сумме 729.300 рублей.

Руководствуясь ст. ст.56, 67, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Удовлетворить исковые требования Пелипенко Анны Сергеевны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в жилье и взыскании социальной выплаты.

Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» от 08.06..2011 года, протокол № 21, утвержденное распоряжением Главы МО «Город Майкоп» от 15.06.2011года № 1941- р, в части отказа в признании Пелипенко Анны Сергеевны нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать Пелипенко Анну Сергеевну нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в субсидиарном порядке, в пользу Пелипенко Анны Сергеевны социальную выплату на приобретение жилья в сумме 729.300 (семьсот двадцать девять тысяч триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней, через Майкопский городской суд, со дня изготовления мотивированного решения.

<данные изъяты>

Председательствующий Т. Я.Бобина