« 14 » ноября 2011 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Булжатова А.Х., при секретаре Карагезьян Е.А., с участием представителей Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу Будяковой А.В. и Письмак Е.С., рассмотрев в судебном открытом заседании дело по заявлению Мягкова К.Н. об оспаривании решения органа социальной защиты населения, У С Т А Н О В И Л : Заявитель Мягков К.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа социальной защиты населения. В обоснование заявления указал, что он получал от государства субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение 3 лет. 27.07.2011 г. он вновь обратился к ответчику по вопросу назначения субсидии. 29.07.2011 г. Комитетом труда и социальной защиты населения по г. Майкопу было принято решение об отказе №, которое он считает незаконным. Отказ мотивирован ссылкой на раздел II п.8 п.п. «г» постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (трудоспособный член семьи не имеет официальных доходов). Повторно обратившись к руководителю КТСЗН по г. Майкопу 03.08.2011 г., ему был дан ответ от 11.08.2011 г. № об отказе со ссылкой на разъяснение МТСР РА № 7/8-954 от 14.04.2011 г. «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Считает данную ссылку неправомерной, т.к. МТСР РА не может давать разъяснения по применению постановления Правительства РФ. Документы, указанные в перечне п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 761, он предоставил (раньше предоставлял такие же документы и получал субсидию). Кроме того, в п.36 Правил указано, что если граждане не могут подтвердить какие-либо виды доходов, за исключением полученных от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Эти сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законом порядке. Согласно ч.1 ст.89 Семейного кодекса РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Его жена, родившая 5 детей, фармацевт по образованию, не работает по семейным обстоятельствам, находится на его иждивении, о чём она согласно п.36 Правил написала объяснение (продекларировала свои доходы). Просил признать незаконным и не действующим решение КТСЗН по г. Майкопу об отказе в предоставлении государственной услуги № от 29.07.2011 г., обязать предоставить субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.08.2011 г., решить вопрос о судебных издержках в сумме 1400 руб. Представители заинтересованного лица, КТСЗН по г. Майкопу, Будякова А.В. и Письмак Е.С. с заявлением не согласились. В обоснование своих возражений пояснили, что заявитель действительно 27.07.2011 г. обратился к ним за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом приложил к заявлению все необходимые документы для назначения субсидии, за исключением документа, подтверждающего доходы его супруги ФИО1 Написанное ФИО1 заявление в произвольной форме таким документом не является. Кроме того, на протяжении более 3-х лет супруга заявителя не предпринимает никаких мер по улучшению своего материального положения, раньше состояла на учёте в Центре занятости, однако была снята с учёта, так как отказалась от предложенной ей работы. В соответствии с п.9 постановления Кабинета Министров РА от 04.06.2001 г. № 167, государственная социальная помощь не назначается совершеннолетним трудоспособным членам семьи, если они не имели доходов в расчётном периоде и не состоят на учёте в службе занятости. Поэтому, несмотря на то, что, с учётом доходов каждого члена семьи, семья ФИО5 имеет право на получение субсидии, в её предоставлении решением КТСЗН по г. Майкопу № от 29.07.2011 г. было отказано. Просили в удовлетворении заявления отказать. Выслушав доводы заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Мягковым К.Н. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку заявителем Мягковым К.Н. оспаривается решение органа социальной защиты населения, которым ему отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то его заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Согласно п.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). По делу установлено, что заявитель Мягков К.Н. ранее получал от государства субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 27.07.2011 г. заявитель в очередной раз обратился в КТСЗН по г. Майкопу с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на семью из 8 человек (сам ФИО5, его супруга ФИО1 (<данные изъяты>), сын ФИО2, 1986 г. р. (работает), сын ФИО8, 1991 г. р. (<данные изъяты>), сын ФИО3, 1992 г. р. (<данные изъяты>), сын ФИО8, 1997 г. р. (ученик средней школы), дочь ФИО7, 1984 г. р. (работает) и внук ФИО4, 2003 г. р.). 29.07.2011 г. КТСЗН по г. Майкопу приняло решение № об отказе в предоставлении государственной услуги на основании раздела II п.8 п.п. «г» постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (трудоспособный член семьи не имеет официальных доходов). 03.08.2011 г. заявитель обратился к руководителю КТСЗН по г. Майкопу с заявлением об отмене принятого решения об отказе в предоставлении государственной услуги, на что ему был дан ответ от 11.08.2011 г. № об отказе в отмене данного решения. В нем указывается, что виды доходов, учитываемых при определении права на субсидию, установлены п.34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г. Доход гражданина исчисляется по правилам, установленным в абз.2 ст.5 и ст.ст.6-12 ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом видов доходов, указанных в п.1 Перечня видов доходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512, иных доходов, указанных в п.34 Правил. Перечень документов, подтверждающих доходы заявителя и всех членов семьи, указан в п.47 раздела IV Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ими являются справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах (работы по совместительству), документы, предусмотренные налоговым законодательством РФ в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа. В качестве других доходов, предусмотренных п. «ж» перечня, принимаются доходы, полученные в результате выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством РФ. Если заявитель либо один из трудоспособных членов семьи не предоставили документально подтвержденные сведения о доходах, принимается решение об отказе в предоставлении субсидии в соответствии с п.14 Правил. В соответствии с п.2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г., субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Как пояснили в судебном заседании представители КТСЗН по г. Майкопу, размер дохода семьи Мягкова К.Н. отвечает требованиям вышеназванного постановления Правительства РФ для назначения заявителю субсидии. Основанием для отказа в назначении субсидии послужило то обстоятельство, что, по мнению заинтересованного лица, заявитель не предоставил документ, подтверждающий доходы его супруги Мягковой Е.Ю. В качестве такого документа заявитель ссылается на объяснительную ФИО9 на имя руководителя КТСЗН по. Майкопу от 27.07.2011 г., в которой она сообщает, что официально не работает, в Центре занятости и Государственной налоговой инспекции на учёте не состоит, получает помощь от родственников в размере 1000 руб. в месяц. Как пояснил Мягков К.Н. в судебном заседании, 1000 руб. супруге ежемесячно путём денежного перевода перечисляют её родители, соответствующие чеки он предоставил в КТСЗН по г. Майкопу, но там отказались их принимать. В соответствии с п.п. «и» п.47 Раздела IV Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. № 58/403 (далее – Методические рекомендации), к документам, подтверждающим доходы заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, относятся, в том числе заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе. Вышеназванная объяснительная ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям, предъявляемым Методическими рекомендациями к форме заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах. Пунктом 50 Методических рекомендаций предусмотрено, что к документам, подтверждающим отсутствие доходов у граждан, имеющих статус безработных, относится документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным. Как пояснили в судебном заседании представители КТСЗН по <адрес>, у них имеется централизованная связь с Центром занятости, и им известно, что ФИО1 на учёте в Центре не состоит и не получает пособия по безработице. Довод представителей заинтересованного лица о том, что помощь родственников не может быть признана иным доходом члена семьи, суд считает необоснованным ввиду следующего. Абзацем 11 подпункта «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», утверждённого постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512, к другим доходам семьи или одиноко проживающего гражданина относятся наследуемые и подаренные денежные средства. Получаемую ежемесячно от родителей материальную помощь в виде почтовых денежных переводов по 1000 руб. ФИО1 указала в своей объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ, а заявитель Мягков К.Н. предоставил в КТСЗН по г. Майкопу соответствующие чеки, взять которые в органе соцзащиты отказались. Суд считает необоснованным и довод представителей КТСЗН по г. Майкопу о том, что в предоставлении Мягкову К.Н. субсидии надлежит отказать на основании п.9 постановления Кабинета Министров РА от 04.06.2001 г. № 167 «О мерах по реализации Закона РА «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея», в соответствии с которым государственная социальная помощь не назначается совершеннолетним трудоспособным членам семьи, если они не имели доходов в расчётном периоде и не состоят на учёте в службе занятости. Мягков К.Н. обратился в КТСЗН по г. Майкопу для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не в интересах ФИО1, а в интересах всей своей семьи, одним из членов которой является его супруга ФИО1 При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение КТСЗН по г. Майкопу следует признать незаконным и нарушающим права и свободы заявителя Мягкова К.Н. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах заявление Мягкова К.Н. подлежит удовлетворению. Поскольку Мягков К.Н. обращался за субсидией 27.07.2011 г., и просил её назначить с 01.08.2011 г., то его права нарушены действиями КТСЗН по г. Майкопу, начиная с 01.08.2011 г., в связи с чем, суд принимает решение о возложении на КТСЗН по г. Майкопу обязанности предоставить заявителю субсидию, начиная с 01.08.2011 г. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с КТСЗН по г. Майкопу в пользу заявителя надлежит взыскать расходы по госпошлине в размере 200 руб. Кроме того, согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ с КТСЗН по г. Майкопу в пользу Мягкова К.Н. подлежат взысканию расходы за оказание юридических услуг адвокатом ФИО6 по составлению заявления в размере 1200 руб., подтвержденные квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ и понесённые, по мнению суда, в разумных пределах. Всего сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с КТСЗН по г. Майкопу в пользу заявителя Мягкова К.Н., составит 1400 руб. Руководствуясь ст.ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : 1.Заявление Мягкова К.Н. об оспаривании решения органа социальной защиты населения удовлетворить. 2.Признать незаконным решение Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу об отказе в предоставлении государственной услуги Мягкову К.Н. № от 29.07.2011 г. Обязать Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу предоставить Мягкову К.Н. субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 августа 2011 года. 3.Взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу в пользу Мягкова К.Н. судебные расходы в размере 1400 руб. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд. Председательствующий А.Х. Булжатов