о признании решения незаконным



<данные изъяты> к делу

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи – Куадже Т. А.,

при секретаре Кваш А. А.,

с участием представителя истца – Блягоза А. С. (по доверенности),

представителя ответчика – Администрации МО «<адрес>» - Тешева С. Р. (по доверенности),

представителя ответчика – Министерства образования и науки РА – Самоквитовой Л. В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Нигреева ФИО11 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения, нуждающимся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л

Нигреев В. А. обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству образования и науки РА, Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным решения, нуждающимся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты, указав, что он относится к категории детей оставшихся без попечения родителей. Так, в частности, отец – Нигреев А. Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – Нигреева Г. И. хоть и не была лишена родительских прав, но фактически устранилась от воспитания и содержания истца. С ДД.ММ.ГГГГ, она, оставив истца на содержание старших братьев и сестер, переехала на постоянное место жительства к своему отцу, где стала сожительствовать с Сапроновым В. Н. Истец же остался проживать в <адрес> в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на содержании в Государственном специальном учебно-воспитательном учреждении «Переяславская специальная общеобразовательная школа закрытого типа». Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца в отношении сестры были лишены родительских прав, которая также проживала с ним в указанной квартире. В отношении истца родители не были лишены родительских прав только по причине, что на момент обращения Комитета по образованию МО «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ, истцу оставалось несколько месяцев до достижения совершеннолетнего возраста. Истец считает, что именно по вине органов опеки и попечительства, которые своевременно не приняли меры по защите прав и законных интересов ребенка, его родители не были лишены родительских прав. При обращении к ответчику, решением жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» истцу отказано в постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по причине, что не относится к данной категории граждан. Так как отказ является неправомерным, истец просит суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» от отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Просит суд признать истца относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Признать нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставить на учет составом семьи 1 человек и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и взыскать с ответчиков в его пользу за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 707850 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против заявленных Нигреевым В. А. исковых требований, указав, что истец не является лицом, относящимся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно никаких льгот по федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеет.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

По данным свидетельства о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ Нигреев В. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются: отец – Нигреев А. Н., мать - Нигреева Г. И.

Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец истца – Нигреева Г. И. и Нигреев А. Н. лишены родительских прав в отношении сестры - несовершеннолетней Нигреевой Д. А. В данном решении указано, что по данным представленных характеристик Нигреева Г. И. не занимается воспитанием детей, по месту своей регистрации появляется очень редко, побеседовать с ней невозможно, ввиду невозможности застать дома, семья неблагополучная. Нигреев А. Н. нигде не работает, пьет ежедневно пьяный, грязный, ходит по помойкам, собирает металл, пустые бутылки, сдает их и на это покупает выпивку. На квартале соседи о Нигрееве А. Н. плохого ничего не говорят, ведет себя тихо, спокойно, претензий от соседей нет, страдают только проживающие с ним вместе дети. Воспитанием несовершеннолетних детей не занимается вообще, дети живут с матерью.

Согласно свидетельства о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ Нигреев А. Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлена справка Государственного специального учебно-воспитательного учреждения «Переяславская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» подтверждающая, что воспитанник Нигреев В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в Переяславской специальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и направляется в <адрес>.

Из справки отделения ТИ по <адрес> филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» серии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по данным отделения ТИ по <адрес> за Нигреевым В. А. объектов недвижимости в <адрес> не числится.

На основании уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах отдельного лица – Нигреева В. А. на имеющиеся у него объекты не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р Нигреев В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес> ААО <адрес>, в настоящее время не работает. Представлено письмо Комитета по образованию администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Нигреев В. А. в несовершеннолетнем возрасте не являлся ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей. Родители Нигреева В. А. не были лишены родительских прав по отношению к нему. Нигреев В. А. постоянную регистрацию или по месту пребывания в <адрес> не имеет. Проживает в <адрес> в домовладении по <адрес>, документы, подтверждающие принадлежность вышеуказанного домовладения не представлены. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в Переяславской школе интернат. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА и Управления Архитектуры и градостроения на имя Нигреева В. А. право собственности на объекты недвижимости в <адрес> не зарегистрировано, земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не предоставлялся. Нигрееву В. А. в настоящее время полных 23 года. Решением Комиссии по жилищным вопросам Нигрееву В. А. отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что он в несовершеннолетнем возврате не являлся ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании несовершеннолетний Нигреев В. А. после смерти отца, остался без попечения матери, которая устранилась от воспитания и содержания своего ребенка, в связи с чем, он был воспитанником Переяславской специальной школы и находился на полном государственном обеспечении. По мнению суда, данные обстоятельства являлись достаточным основанием для лишения Нигреева Г. И. родительских прав в отношении истца. Однако, при их наличии ни прокурор, ни органы опеки и попечительства своевременно не обратились в суд с иском о лишении матери истца родительских прав, что привело к нарушению прав и законных интересов последнего. Таким образом, фактически являясь лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, Нигреев В. А. не может воспользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности льготами по внеочередному обеспечению жильем.

Однако, несмотря на юридические ошибки, допущенные полномочными органами в отношении несовершеннолетнего Нигреева В. А., при наличии представленных доказательств, суд считает, что и по достижении совершеннолетия истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет кто относится к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей и к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, указанная выше норма относит к категории детей, оставшихся без родительского попечения, не только детей, чьи родители лишены родительских прав, но и детей, чьи родители уклонялись от их воспитания и защиты прав и интересов.

Аналогичная позиция была высказана Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 3.1 данного постановления, к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ утратил силу и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади по Республики Адыгея на третий квартал 2011 года в размере 21450 руб.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с Администрации МО «<адрес>» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Нигреева В. А. субсидию на приобретение жилья в сумме 707850 рублей (1 чел. х 33 кв.м. х 21 4500 руб.)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Исковые требования Нигреева ФИО12 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконным решения, нуждающимся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты, удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ протокол , утвержденное распоряжением Главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании Нигреева ФИО13 нуждающимся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать Нигреева ФИО14 относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с Администрации Муниципального образования «<адрес>» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в субсидиарном порядке в пользу Нигреева ФИО15 субсидию на приобретение жилья в сумме 707850 (семьсот семь тысяч восемьсот пятьдесят) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в 10-ти дневный срок через Майкопский городской суд.

Председательствующий подпись Т. А. Куадже

<данные изъяты>: судья Т. А. Куадже