<данные изъяты> к делу № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: Председательствующего судьи – Куадже Т. А., при секретаре Кваш А. А., с участием истца – Дагужиевой А. Ю., ее представителя – Чепкиной Т. А. (по ордеру), представителя ответчика – Министерства образования и науки РА – Самоквитовой Л. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дагужиевой ФИО11 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты, У С Т А Н О В И Л Дагужиева А. Ю. обратилась в Майкопский городской суд с иском к Министерству образования и науки РА, Администрации МО «<адрес>» о признании нуждающейся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты, указав, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец – Дагужиев Ю. С. инвалид с детства и в силу своего заболевания – олигофрении воспитанием дочери не занимался, так как сам нуждался в постоянном постороннем уходе. По этой причине до 9 лет воспитывала истицу мама – Дагужиева Ф. М., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери истица стала проживать в а<адрес> и ее воспитанием занималась бабушка, которая по незнанию документально опекунство в отношении внучки не оформляла. При этом, обучаясь в средней школе № <адрес>, администрация МО «<адрес>» знала о том, что ее воспитанием занимается бабушка, а отец имеет ограниченное состояние здоровья. Бабушка умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Дагужиев Ю. С. умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в зарегистрированный брак с Хачегогу Т. А., оставив свою девичью фамилию, в собственности своего собственного жилья не имеют. Истица считает, что именно по вине органов опеки и попечительства, которые своевременно не приняли меры по защите прав и законных интересов ребенка, она официально не получила в несовершеннолетнем возрасте статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. На основании изложенного, она просит суд признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и взыскать с ответчиков в субсидиарном порядке в ее пользу социальную выплату на приобретение жилья в размере 928200 руб. В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика – Министерства образования и науки РА в судебном заседании не возражала против заявленных Дагужиевой А. Ю. исковых требований. Ответчик – Администрация МО «<адрес>» - своего представителя в судебное заседание не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что заявленные требования не признают, так как истица не является лицом, относящимся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно никаких льгот по федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеет. Выслушав истицу, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Согласно свидетельства о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ (повторное) Дагужиева А. Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении ДД.ММ.ГГГГ №. Ее родителями являются: отец – Дагужиев Ю. С., мать – Дагужиева Ф. М. По данным свидетельства о смерти серии № № Дагужиева Ф. М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В деле имеется распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ Кошехабльского райсовета подтверждающее, что в соответствии с постановлением об инвалидности с детства № от ДД.ММ.ГГГГ Дагужиеву Ю. С. установлено пособие как инвалиду с детства пожизненно. В материалах дела имеется заключения об условиях и характере труда подтверждающее, что Дагужиев Ю. С. является нетрудоспособным и нуждается в постоянном постороннем уходе. Из свидетельства о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Дагужиев Ю. С. умер ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из справки комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Дагужиева А. Ю. ранее не состояла и в настоящее время не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации МО «<адрес>». Согласно свидетельства о заключении брака серии I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ Хачегогу Т. А. и Дагужиева А. Ю, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись о заключении брака №. После заключения брака присвоены фамилии мужу – Хачегогу, жене – Дагужиева. По данным справки отделения ТИ по <адрес> филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» серии № от ДД.ММ.ГГГГ за Хачегогу Т. А. и его супругой Дагужиевой А. Ю. объектов недвижимости в <адрес> не числится. Справка отделения ТИ по <адрес> филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что за Дагужиевой А. Ю. и ее супругом домовладение, квартира в <адрес> не зарегистрировано. Право приватизации не использовано. На основании уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, запрашиваемые сведения о правах отдельного лица – Хачегогу Т. А. на имеющиеся у него объекты недвижимости предоставлена быть не может, поскольку в едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что запрашиваемые сведения о правах отдельного лица – Дагужиевой А. Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимости предоставлена быть не может, поскольку в едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. Как установлено в судебном заседании Дагужиева А. Ю. в несовершеннолетнем возрасте после смерти матери Дагужиевой Ф. М. ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения отца, который в силу своего состояния здоровья нуждался в постоянном постороннем уходе, находясь на учете в администрации МО «<адрес>» как инвалид детства, и заниматься воспитанием дочери не мо<адрес> истица бабушкой – Дагужиевой Щ. Б., ходила в школу в а. Егерухай. Документально опекунство бабушки над внучкой оформлено не было, а полномочные оганы опеки и попечительства данным фактам должного внимания не уделили, что привело к нарушению прав ребенка. Таким образом, фактически являясь лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, Дагужиева А. Ю. в настоящее время не может воспользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности льготами по внеочередному обеспечению жильем. Однако, несмотря на юридические ошибки, допущенные полномочными органами в отношении несовершеннолетней Дагужиевой А. Ю. при наличии представленных доказательств, суд считает, что и по достижении совершеннолетия истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Так, ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет кто относится к детям-сиротам, к детям, оставшимся без попечения родителей и к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Таким образом, указанная выше норма относит к категории детей, оставшихся без родительского попечения, не только детей, чьи родители лишены родительских прав, но и детей, чьи родители уклонялись от их воспитания и защиты прав и интересов. Аналогичная позиция была высказана Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № Согласно п. 3.1 данного постановления, к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Учитывая п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. П. 3 ст. 8 данного закона на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ утратил силу и эта статья дополнена следующим абзацем: «Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Аналогичные дополнения были внесены и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ). На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 8 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Пунктом 15 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку. Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади по Республики Адыгея на четвертый квартал 2011 года в размере 22100 руб. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с Администрации МО «<адрес>» и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Дагужиевой А. Ю. субсидию на приобретение жилья в сумме 928 200 рублей (42 кв.м. х 22 100 руб.) На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд, Исковые требования Дагужиевой ФИО12 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилья и взыскании социальной выплаты, удовлетворить. Признать Дагужиеву ФИО13 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Взыскать с Администрации Муниципального образования «<адрес>» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в субсидиарном порядке в пользу Дагужиевой ФИО14 субсидию на приобретение жилья в сумме 928 200 (девятьсот двадцать восемь тысяч двести) руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в 10-ти дневный срок через Майкопский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий подпись Т. А. Куадже <данные изъяты> судья Т. А. Куадже