об оспаривании действий органа государственной власти



к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи – Куадже Т. А.,

при секретаре Кваш А.А.,

с участием заявителя – Бакарандзе М.З., ее представителя по доверенности – Изместьевой Л.Б.,

представителя Отдела Федеральной Миграционной службы РФ по РА по доверенности – Аннина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бакарандзе ФИО14 об оспаривании действий органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л :

Бакарандзе М.З. обратилась в Майкопский городской суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти, указав, что решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт проживания на территории РФ как лица без гражданства, поскольку она родилась в ДД.ММ.ГГГГ в Грузии в <адрес> АССР и проживала там до ДД.ММ.ГГГГ иного гражданства не получала. С ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Ее обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта ее непрерывного и постоянного проживания на территории РФ и в <адрес> ставило своей целью получение гражданства и было сделано по совету работников миграционной службы, которые ей разъяснили, что она имеет право на получение гражданства в упрощенном порядке еще и потому как ее отец является гражданином России с ДД.ММ.ГГГГ. Имея вышеуказанное решение суда она подала в Отдел ФМС по РА заявление на поучение гражданства РФ. Кроме того она указывала, что гражданство в отношении ее несовершеннолетнего ребенка так же должно быть оформлено одновременно с ее гражданством. Однако инспектор отказала в приеме документов и пояснила, что ее несовершеннолетняя дочь может получить гражданство РФ только после того как гражданство получит она. ДД.ММ.ГГГГ она получила лишь разрешение на временное проживание сроком на три года и ей было велено прибыть в отдел ФМС через год. В ДД.ММ.ГГГГ инспектором Дзыбовой ей было вновь предложено представить те же, что и ранее документы, но вновь вместо предоставления гражданства ДД.ММ.ГГГГ снова просто продлили разрешение на временное проживание, при этом Дзыбова ей пояснила, что через полгода ей выдадут вид на жительство, а только потом будет решаться вопрос о предоставлении ей гражданства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей предложено по получении вида на жительство обратиться в отдел паспортной регистрационной работы ОФМС по РА. Считает, что ОФМС по РА своими действиями чинит ей препятствия в получении гражданства РФ. В связи с чем, просит обязать ОФМС по РА устранить допущенные в отношении нее и ее несовершеннолетней дочери нарушения закона и обязать ОФМС по РА оформить ей и ее дочери гражданство РФ.

В судебном заседании заявительница и ее представитель настаивали на заявленных требованиях.

Представитель Отдела Федеральной Миграционной службы по Р6еспублике Адыгея в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что заявитель с заявлением о приобретении гражданства РФ в Отдел ФМС не обращался, а обращалась она с заявлением на получение временного проживания и вида на жительство, а сотрудник Дзыбова к кому обращалась заявитель не обладает полномочиями по оказанию гражданам консультаций по вопросам гражданства РФ. Кроме того заявитель не имеет права на приобретение гражданства РФ, так как в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О гражданстве РФ» до ДД.ММ.ГГГГ в гражданство РФ могли быть приняты иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ либо получившие разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п.»а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 Закона, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Согласно п.п. «е» п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (по тексту Положение), утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , иностранные граждане и лица без гражданства вместе с заявлением о приобретении гражданства по ч. 4 ст. 14 Закона представляют: паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, либо разрешение на временное проживание в РФ, либо вид на жительство; один из документов подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом; один из документов об отказе от имеющегося гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется. Поскольку заявитель не обладал необходимым перечнем документов, разрешение на временное проживание Бакарандзе получила только ДД.ММ.ГГГГ, то в удовлетворении требований просил отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов государственной власти возлагается на орган и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О гражданстве РФ» до ДД.ММ.ГГГГ в гражданство РФ могли быть приняты иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ либо получившие разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 Закона, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Из представленного в деле года по заявлению Бакарандзе М.З. об установлении юридического факта постоянного проживания на территории РФ и изученного в ходе судебного заседания ответа ОФМС по РА от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОФМС на имя Бакарандзе М.З. видно, что ее заявление о получении гражданства РФ рассмотрено в ОФМС по РА, в связи с чем ей сообщается, что право на постоянное проживание в РФ и регистрация по месту жительства подтверждается видом на жительство. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, установлен Положением утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление принимается только от законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, т.е. имеющих действительный документ, удостоверяющий личность, миграционную карту и состоящих на миграционном учете по месту временного пребывания в РФ.

Так из содержания указанного ответа не следует, что Бакарандзе М.З. отказано в получении гражданства РФ, равно как и не следует того, какие действия необходимо предпринять Бакарандзе М.З. для получения гражданства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 п. 3 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как видно из материалов дела заявление Бакарандзе М.З. поступило в ОФМС РФ по РА и рассмотрено с дачей ответа ДД.ММ.ГГГГ не более чем в 30-ти дневный срок установленный Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», соответственно обращение в орган государственной власти о получении гражданства РФ от Бакарандзе М.З. последовало значительно раньше этой даты.

Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года по заявлению Бакарандзе М.З. об установлении факта постоянного проживания на территории РФ постановлено следующее – установить факт постоянного проживания Бакарандзе М.З. на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ

Судом так же установлено, что после вступления решения Майкопского городского суда в законную силу Бакарандзе М.З. при ее новом обращении в Отдел Федеральной миграционной службы по РА ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено разрешение на временное проживание сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а при ее повторном обращении ей было разъяснено, что по окончании срока на временное проживание ей будет предоставлен вид на жительство. Между тем Федеральным законодательством не предусмотрен обязательный срок окончания временного проживания с дальнейшим предоставлением вида на жительство перед получением гражданства РФ, напротив ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О гражданстве РФ» предусмотрено получение гражданства в упрощенном порядке лицами имеющими разрешение на временное проживание без установления сроков проживания. В данном случае срок постоянного проживания заявительницы на территории РФ установлен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ввиду чего данный факт дополнительных доказательств не требует.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Кроме того согласно ч. 2 ст. 43 Закона РФ «О гражданстве РФ» в случае, если Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Таким образом, заявление Бакарандзе М.З. о получении гражданства подала в Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ и у нее имеются все основания для получения гражданства в упрощенном порядке, поскольку ее постоянное проживание на территории Российской Федерации в <адрес> с 1994 года установлено указанным решением Майкопского городского суда.

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона РФ «О гражданстве РФ» решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Суд считает, что Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, безосновательно препятствует Бакарандзе М.З. в предоставлении гражданства Российской Федерации чем существенно нарушаются права и свободы заявителя, в связи с чем считает необходимым обязать Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> при подаче Бакарандзе М.З. соответствующего заявления о получении гражданства РФ принять его и вынести решение о приеме в гражданство РФ Бакаранадзе М.З. в упрощенном порядке, предусмотренном Законом РФ «О гражданстве РФ».

Так как ч. 4 ст. 35 Закона РФ «О гражданстве РФ» установлено, что рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Поскольку указанные действия по приему заявления и принятие решения о приеме в гражданство РФ Бакарандзе М.З. в упрощенном порядке могут быть совершены только Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес>, то в силу п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда 30 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме этого Бакарандзе М.З. заявлено требование о получении гражданства ее несовершеннолетней дочерью Бакарандзе ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

При разрешении данного требования суд исходит из следующего.

По смыслу ст. 12 ч. 1 п. «г» Закона РФ «О гражданстве РФ» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Бакарандзе ФИО15 родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В графе мать имеется запись – Бакарандзе ФИО17 (заявительница по делу), гражданство матери не указывается.

Соответственно несовершеннолетняя Бакарандзе Л.М. является гражданином Российской Федерации в силу ст. 12 ч. 1 п. «г» Закона РФ «О гражданстве РФ» и в приеме в гражданство РФ Отделом миграционной службы по <адрес> не нуждается, в этой части требования ее законного представителя Бакарандзе М.З. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Бакарандзе ФИО18 об оспаривании действий органа государственной власти, удовлетворить частично.

Обязать Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес> в тридцатидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу и при подаче Бакарандзе ФИО19 заявления о получении гражданства Российской Федерации принять его и вынести решение о приеме в гражданство Российской Федерации Бакаранадзе ФИО20 в упрощенном порядке, предусмотренном Законом РФ «О гражданстве РФ».

В удовлетворении требований Бакарандзе ФИО21 об оспаривании действий органа государственной власти в части не предоставления гражданства Российской федерации ее несовершеннолетней дочери Бакарандзе ФИО22 отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.А. Куадже