о признании незаконным решения



К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Куадже Т.А.,

при секретаре Кваш А. А.,

с участием истицы – Орловой В. Г.,

представителя ответчика - Министерства сельского хозяйства РА – Зинченко В. Н. (по доверенности),

представителей ответчика – Министерства труда и социального развития РА – Долголенко О. В. и Берзеговой Ф. А. (по доверенностям),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Орловой ФИО9 к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании незаконным решения и обязании произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Орлова В. Г. обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития РА, Министерству сельского хозяйства РА о признании незаконным решения и обязании произвести перерасчет пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Кооперативно-государственном Агропромышленном союзе <адрес> сначала ведущим специалистом отдела финансов и кредитов, а затем – ведущим специалистом отдела финансирования и кредитования целевых программ. Данное учреждение на указанный период времени являлось органом государственного управления области. В виду того, что учредительные документы Кооперативно-государственного агропромышленного союза <адрес> в национальном архиве РА и архиве Министерства сельского хозяйства РА отсутствуют, подтвердить правовой статус данного учреждения не представляется возможным. Ранее при определении истице ежемесячной доплаты к трудовой пенсии учитывался стаж государственной службы равный 26 годам 3 месяцам, а с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия в размере 6486,48 руб. за стаж соответствующий 18 годам. Обращение Орловой В. Г. к Президенту РФ с заявлением о правильности исчисления стажа в соответствии с законом РА от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсии за выслугу лет» и включении периода работы продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в Кооперативно-государственном агропромышленном союзе <адрес> в стаж государственной гражданской службы было передано на рассмотрение Министерства труда и социального развития РА. Решением ответчика в удовлетворении требований Орловой В. Г. отказано по причине того, что агропромышленный союз <адрес> не являлся органом государственной власти и управления, и функции государственного управления на него не возлагались. Однако, данное решение истица считает незаконным, так как доказательством осуществления Кооперативно-государственным агропромышленным союзом ААО функций государственного управления служат многочисленные нормативно-правовые акты: решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ «Об упразднении агропромышленного комитета области»; решение исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО «О перестройке управления в агропромышленном комплексе области»; приложение к решению Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ; решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ; решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ; решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ; решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ; решение исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ; решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом РФ» Министерству сельского хозяйства РФ, Советам министров республик РФ, руководителям органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и районов было предписано в месячный срок обеспечить создание соответствующих органов государственного управления агропромышленным комплексом и передачу им всех функций государственного управления от агропромышленных комбинатов, объединений, ассоциаций, союзов и других хозяйственных формирований. Истица считает, что если бы агропромышленные союзы не обладали функциями государственного управления агропромышленным комплексом, у Правительства РФ не было бы необходимости на федеральном уровне регулировать передачу указанных функций формируемым органам государственного управления. Принимая во внимание изложенное, истица просит суд установить юридический факт того, что Кооперативно-государственный агропромышленный союз ААО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял функции государственного управления и являлся органом государственного управления агропромышленным комплексом ААО. Также просит суд признать незаконным решение Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обязать данного ответчика устранить в полном объеме допущенные в отношении нее нарушения путем возложения обязанности включить период работы в Кооперативно-государственном Агропромышленном союзе ААО продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии по выслуге лет и произвести перерасчет назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица изменила свои исковые требования, просила суд признать незаконным решение Министерства труда и социального развития РА от ДД.ММ.ГГГГ и обязать данного ответчика включить период ее работы продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в Кооперативно-государственном агропромышленном союзе ААО в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Министерства сельского хозяйства РА – в судебном заседании поддержала заявленные Орловой В. Г. требования, указав, что в ААО в годы «перестройки» после вывода из органов государственного управления агропромышленным комплексом контролирующих служб был сформирован кооперативно-государственный агропромышленный союз ААО, аппарат управления которого кроме вновь возложенных хозяйственных функций по экономическому реформированию хозяйствования в колхозах и совхозах, предприятиях материально-технического обслуживания исполнял и государственные функции управления по формированию региональной государственной политики по развитию агропромышленного комплекса ААО и ее реализации. Кооперативно-государственный агропромышленный союз ААО исполнял следующие функции: формировал государственный заказ на поставку в общегосударственный и областной продовольственные фонды продукции животноводства и растениеводства, товаров народного потребления; вырабатывал государственную ценовую политику в части установления дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, закупаемую государством; формировал областной бюджет в части составления финансового плана по разделу АПК; занимался доведением лимитов финансирования, утвержденных областным, краевым и общесоюзным бюджетами, дохозяйствующих субъектов АПК; разрабатывал (государственные) областные целевые программы развития сельского хозяйства ААО. Кроме того, доказательствами исполнения агропромышленным союзом государственных полномочий является то, что председатель этого союза одновременно являлся заместителем председателя облисполкома ААО, его сотрудники проходили государственную аттестацию наравне с другими органами государственного управления, оплата труда производилась за счет средств бюджета ААО. Также, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реформировании системы управления агропромышленным комплексом РФ» обязывало передать функции государственного управления от агропромсоюзов создаваемым министерствам сельского хозяйства.

Представители ответчика – Министерства труда и социального развития РА– в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, указав, что кооперативно-государственный Агропромышленный союз ААО не являлся органом государственного управления. В частности, это подтверждается записью в трудовой книжке, где указано, что данное учреждение является хозяйственным органом управления, созданным на добровольной основе государственными кооперативными предприятиями, кооперативами и объединениями. Постановление Совета министров ССР от ДД.ММ.ГГГГ «О коренной перестройке экономический отношений и управления в агропромышленном комплексе страны», также как и постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе РСФСР» подтверждают о преобразовании районных агропромышленных объединений из органов государственного управления в хозрасчетные формирования. Также в п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационной структуре государственного и хозяйственного управления агропромышленным комплексом РСФСР» закреплено о сосредоточении вопросов хозяйственного управления отраслями агропромышленного комплекса, организации производства в кооперативно-государственных, государственно-кооперативных, производственных, научно-производственных объединениях, ассоциациях, союзах. Нормативные правовые акты, на которые ссылается истица не могут служить доказательством исполнения агропромышленным союзом функций государственного управления, так как регламентируют процедуру перестройки государственного управления в агропромышленном комплексе на хозяйственное управление. Кроме того, СНД ААО при принятии решения о перестройке государственного управления в агропромышленном комплексе, были образованы соответствующие государственные службы с функциями контроля и надзора. В виду того, что законодательством четко определены функции агропромышленного союза - хозяйственное управление в условиях хозрасчета, доводы Орловой В. Г. о наделении данного учреждения функциями государственного управления удовлетворению не подлежат. Так как стаж работы истицы для расчета пенсии за выслугу лет составляет 18 лет 3 месяца 21 день, оснований для удовлетворения исковых требований нет. Представители ответчика просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать за необоснованностью.

Выслушав доводы истицы, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суду представлена трудовая книжка серии от ДД.ММ.ГГГГ Орловой В. Г.

Согласно письма Министерства труда и социального развития РА от ДД.ММ.ГГГГ Орловой В. Г. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 6486,48 руб. исходя из стажа дающего право на пенсию за выслугу лет– 18, среднемесячного заработка – 16632 руб., размера пенсии в процентах от среднемесячного заработка – 39%. Выплата ежемесячной доплаты к пенсии в размере 3459,09 руб. с указанной даты прекращается.

По данным письма Министерства сельского хозяйства РА от ДД.ММ.ГГГГ копию положения о кооперативно-государственном агропромышленном союзе адыгейской автономной области не предоставляется возможным, в виду отсутствия в архиве Министерства сельского хозяйства РА.

Из письма ГУ «Национальный архив РА» (ГУНАРА) от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в документах архивного фонда исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов за ДД.ММ.ГГГГ, положение о кооперативно-государственном агропромышленном союзе (Облагропромсоюз) ААО не имеется.

В материалах дела имеется письмо Министерства труда и социального развития РА от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого по поручению Главы РА рассмотрено обращение Орловой В. Г. к Президенту РФ от ДД.ММ.ГГГГ о правильности исчисления стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РА от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсии за выслугу лет». Орлова В. Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получали ежемесячную доплату к трудовой пенсии, исходя из стажа, дающего право на доплату 26 лет 3 месяца. При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии период работы в Аргропромышленном союзе ААО продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня, а также период работы на Майкопском винно-водочном заводе продолжительностью 10 лет 6 месяцев засчитывался в стаж решением Министра сельского хозяйства РА в качестве период замещения отдельных должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы для выполнения обязанности по замещаемой должности государственной службы РА. На дату назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии нормативными правовыми актами, регулировавшими ее назначение не предусматривалось ограничение засчитываемой в стаж продолжительности «иной» деятельности. Размер доплаты на ДД.ММ.ГГГГ составлял 3459,09 руб. Пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ назначена исходя из стажа дающего право на пенсию за выслугу лет 18 лет 3 месяца в размере 6486,48 руб. правомерно. Ранее действовавшие нормативно правовые акты РА регулировавшие порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии государственным гражданским служащим РА в том, числе порядок исчисления стажа для этих целей, утратили силу. Применение к правоотношениям, связанным с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет, ранее действовавшего механизма исчисления стажа для установления доплаты пенсии, является неправомерным. Положение Орловой В. Г. с изменением закона не ухудшилось. Исходя из представленных документов, Агропромышленный союз ААО не являлся органом государственной власти и управления (имел статус кооперативно-государственного объединения) и функции государственного управления на него не возлагались. В соответствии с решение исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от ДД.ММ.ГГГГ «Об упразднении агропромышленного комитета области» Облагропромсоюз создан как хозяйственный орган управления на добровольной основе областной союз агропромышленных, государственно-кооперативных предприятий, кооперативов и объединений. Утверждение Орловой В. Г. о выполнении функций государственной управления Агропромышленным союзом и отсутствии органов государственного управления в сфере сельского хозяйства в период существования союза не находят документального подтверждения. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения просьбы нет.

Как установлено в судебном заседании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Орлова В. Г. получала ежемесячную доплату к трудовой пенсии исходя из стажа дающего право на доплату – 26 лет 3 месяца. После принятия закона РА от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсии за выслугу лет» пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ назначена исходя из стажа дающего право на пенсию за выслугу лет – 18 лет 3 месяца. Период работы в Аргропромышленном союзе ААО продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в стаж не засчитывают по причине того, что данное учреждение не является органом государственной власти.

Доводы ответчика – Министерства труда и социального развития РА о правомерности вынесенного решения об отказе во включении периода работы Орловой В. Г. в Кооперативно-государственном Аргопромышленном союзе ААО продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет, суд считает необоснованными и несоответствующими действительности.

Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления стажа государственной службы государственного служащего Республики Адыгея» (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) определены основания для включения в стаж государственной службы.

В силу п. 5 Указа Президента Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах исчисления стажа государственной гражданской службы Республики Адыгея» установлено, что в стаж государственной гражданской службы Республики Адыгея засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в стаж государственной службы.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж.

Принимая во внимание, что до ДД.ММ.ГГГГ истица получала пенсию за выслугу лет при наличии стажа, в который ранее период ее работы в Аргропромышленном союзе ААО продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня был включен, суд считает решение Министерства труда и социального развития РА об отказе во включении указанного периода работы незаконным. В связи с чем, установленная Орловой В. Г. с ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орловой ФИО10 к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании незаконным решения и обязании произвести перерасчет пенсии, удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства труда и социального развития Республики Адыгея об отказе во включении периода работы Орловой ФИО11 в Кооперативно-государственном Агропромышленном союзе <адрес> продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет.

Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить период работы Орловой ФИО12 в Кооперативно-государственном Агропромышленном союзе <адрес> продолжительностью 2 года 9 месяцев 4 дня в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет Орловой ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение 10 суток, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Т. А. Куадже