решение по иску о взыскании недополученной пенсии



Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Турковой А.Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием:

истца Хуадокова Д. А., его представителя Басиева А. В. (по доверенности);

представителя ответчика Военного комиссариата РА – Гудзь Г. Н. (по доверенности),

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Хуадокова ФИО8 к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Хуадоков Д.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недоплаченной пенсии. В обоснование своего иска указал, что он был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ в декабре 1992 года с должности начальника продовольственной и вещевой службы отдельного батальона. Данная должность является офицерской, и должностной оклад соответствует четвертому тарифному разряду с 01.01.93г. до 01.07.2002г., а с 01.07.2002г. -12 тарифному разряду. Но работники Военного комиссариата РА производили выплату пенсии, исходя из должностного оклада, соответствующего 9 тарифному разряду для прапорщиков до 01.08.2003 года, после чего выплата уже происходила из соответствующего офицерского должностного оклада. Данная несправедливость была устранена в судебном порядке в июле месяце 2011 года. На основании решения суда за ним признано право на исчисление пенсии из должностного оклада соответствующего 12 тарифному разряду с 01.01.03 года, и, на основании этого образовалась задолженность за январь месяц 1993 года, так как пенсия была исчислена путем умножения декабрьской 1992 года пенсии на два, а необходимо было ее исчислить с учетом новых повышенных должностных окладов, новых величин процентных надбавок, а также, теперь уже и с учетом решения суда из офицерской тарифной сетки по должностному окладу. Таким образом задолженность по данному основанию составила 6259,13 рублей. На основании постановления Правительства РФ от 07.12.1994г. № 1349 с 01.01.1995 года, должностные оклады в Вооруженных Силах РФ были увеличены на 25%, но данное увеличение к пенсионерам было применено с 01.03.1998 года, с задержкой на 38 месяцев. По данному основанию Военный комиссариат РА произвел ему выплату в добровольном порядке, в ноябре 2007 года в размере: 13226,42 руб., исходя из должностного оклада - 126890 руб., установленного по тарифной сетке для прапорщиков, а не по сетке для офицерского состава, таким образом, с учетом решения суда об установлении истцу с 01.01.93 года должностного оклада соответствующего 4 тарифному разряду по офицерской сетке, образовалась задолженность в размере - 30047,98 руб. Работники Военного комиссариата РА допустили еще одну ошибку при расчете пенсии, в сторону ее занижения, когда на основании Постановления Правительства РФ №524 от 14.07.2000г. Министром Обороны был издан приказ №450 от 27.08.2000 года, которым устанавливалось, что с 01.08.2000 года исчисление процентной надбавки, для исчисления суммы пенсии, необходимо производить в увеличенном размере, с учетом срочной (курсантской) службы. Данное увеличение к истцу было применено с опозданием на 4 месяца, с 01.12.2000 года. По данному основанию образовалась задолженность в размере 831,28 руб. С учетом изложенного, общая сумма задолженность составляет 37138,39 руб. В силу вышеизложенного, просил взыскать с ответчика в его пользу недополученную сумму пенсии в размере 37138,39 рублей.

В судебном заседании истец Хуадоков Д. А., его представитель Басиев А. В. поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея Гудзь Г. Н. в судебном заседании иск не признал и в обоснование своих возражений показал, что какая-либо задолженность по выплате истцу пенсии отсутствует. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда от 02.06.2011 года по делу установлено, что постановлением МО РФ был издан приказ № 020 от 27.01.1993 года, где в приложении № 3 даны размеры должностных окладов соответствующих категории военнослужащих. С данного момента (с 01.01.1993 года) должность «начальник продовольственной и вещевой службы отдельного батальона» соответствовал 4 тарифный разряд в размере 16000 рублей (среднее значение между 15500-16 500), чему с 01.07.2002 года соответствует должностной оклад 1700 рублей. На основании Приказа Министра Обороны РФ № 020 должностной оклад истца, из которого производилось исчисление пенсии, должен был соответствовать 9 тарифному разряду (ныне 14), а из пенсионного дела видно, что ему был установлен иной тарифный разряд.

То есть доводы истца о том, что должность начальника продовольственной и вещевой службы отдельного батальона, с которой он был уволен, является офицерской и что в период с 01.01.1993 года до 01.07.2002 года должностной оклад по данной должности соответствовал четвертому тарифному разряду, а с 01.07.2002 года должностной оклад по данной должности составлял 1700 рублей (12 тарифный разряд) являются доказанными.

Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено произвести перерасчет пенсий, ранее назначенных уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным Законом.

Статьей 49 п. «б» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсии, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел. Ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На основании п. 2 этой же статьи Закона порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, требования истца о взыскании с ответчика недоплаты пенсии за январь 1993 года с учетом индексации в размере 6259,13 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик исчислил пенсию путем умножения размера пенсии за декабрь 1992 года на два, а пенсию необходимо было исчислять с учетом новых должностных окладов и с учетом тарифного разряда, соответствовавшего должности истца.

Постановлением Правительства РФ № 1349 от 07.12.1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава ВС РФ, внутренних войск и войск внутренних дел» Министру Обороны РФ предоставлено право увеличить должностные оклады военнослужащим на 25%. В дальнейшем во исполнение данного Постановления был издан приказ МО РФ № 020 от 10.01.1995 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ», согласно которого с 01.01.1995 года выплата производится с увеличением должностных окладов на 25%.

Однако, как установлено судом, данное увеличение к пенсионерам, в том числе и к истцу, было применено только с 01.03.1998 года. По данному основанию Военный комиссариат РА произвел истцу выплату в добровольном порядке, в ноябре 2007 года в размере 13226,42 руб., исходя из должностного оклада, установленного по тарифной сетке для прапорщиков, а не по тарифной сетке для офицерского состава. Между тем, как было указано выше, должность начальника продовольственной и вещевой службы отдельного батальона, с которой был уволен истец, является офицерской.

Кроме того, как установлено судом, после обращения истца в суд, Военный комиссариат РА поручением от 23.11.2011 года произвел платеж истцу в добровольном порядке недоплаченную пенсию с учетом индексации 22806,47 рублей. Следует отметить, что недоплаченная пенсия была начислена истцу с учетом индексации с 2009 года, без учета 2008 года, что является неверным.

Так, по смыслу п. 1 и п. 2 Указа Президента РФ №1373с от 18.10.2007 года «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», лицам проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел производится доплата, в связи с увеличением окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25 процентов. Выплата производится к пенсиям лицам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел РФ за период с 01.01.1995 года по 28.02.1998 года, но не ранее даты увольнения с военной службы, исходя из 25% оклада по воинской должности (должностного оклада), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которых исчислена по состоянию на 1 января 2008 года.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 28.05.2008 года, даны разъяснения, о том что, Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г. № 1373-с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» (вступил в силу с момента подписания, то есть с 18.10.2007 г.) предусмотрена единовременная доплата к пенсиям, в частности, гражданам, являющимся пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации. Названная доплата, исходя из п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г., будет производиться в связи с увеличением военнослужащим окладов по воинской должности на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 г. № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. При этом Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г. № 1373с определён порядок исчисления единовременной доплаты к пенсии (исходя из 25 процентов оклада по воинской должности (должностному окладу), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которого она исчислена по состоянию на 01.01.2008 г.), а также, срок её выплаты (2008 год). С изданием данного Указа предусмотрено право граждан, являющихся пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, на единовременную доплату к пенсиям и установлен механизм реализации этого права. Поэтому единовременная доплата к пенсиям гражданам, являющимся пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, может быть произведена за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. только на основании данного Указа. Требования названных граждан о взыскании недоплаченной на 25 процентов пенсии за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г., заявленные по иным основаниям, не могут быть удовлетворены.

Таким образом, поскольку повышение пенсии следовало осуществить с 01.01.2008 года, то индексацию недоплаты следовало произвести, в том числе и за 2008 год. Поскольку платеж в размере 22806,47 рублей был произведен без учета индексации за 2008 год, то суд считает, что сумма задолженности с учетом индексации за 2008 год составила: 22806,47 х 1,151 = 26250,24 – 22806,47 = 3443,77 рублей. При этом суд учитывает, что Военный комиссариат РА поручением от 06.12.2011 года произвел платеж истцу в добровольном порядке недоплату пенсии в размере 2701,47 рублей. Таким образом, общая сумма недоплаты составляет 742,30 рублей, которая и подлежит взысканию с ответчика.

Суд при определении размера задолженности по указанному выше основанию не берет за основу расчеты представителя истца, поскольку при расчете он применят повышение на 25% должностного оклада, в размер которого уже входит это повышение. Таким образом, повышение на 25% осуществляется двукратно, что является неверным.

В судебном заедании нашли подтверждение доводы представителя истца о том, что работники Военного комиссариата РА выплачивали ему пенсию в заниженном размере в период с 01.08.2000 года до 01.12.2000 года. В частности, процентная надбавка за выслугу лет в увеличенном размере стала выплачиваться истцу не с 01.08.2000 года, а с 01.12.2000 года, то есть с опозданием на четыре месяца. По данному основанию образовалась задолженность в размере 831,28 рублей. При определении размера задолженности по данному основанию суд берет за основу расчеты представителя истца, правильность которых проверена в судебном заседании.

Таким образом, общая сумма задолженности составляет 7832,71 рублей (742,30 + 831,28 +6259,13), которая в конечном итоге и подлежит взысканию с ответчика.

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким – либо сроком.

В силу вышеизложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму недоплаченной пенсии в размере 7832,71 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Хуадокова ФИО9 к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы недополученной пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Хуадокова ФИО10 недополученную пенсию в размере 7832 рубля 71 копейка.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

<данные изъяты>а