№ № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 21 декабря 2011 г. Судья Майкопского городского суда, Республики Адыгея, Нехай Р.М. С участием истца Дремлюга Владимира Сергеевича и его представителя по доверенности Басиева А.В. Представителя ответчика – Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности Быканова С.В. При секретаре Петуваш Ф.Ф. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дремлюга Владимира Сергеевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии У С Т А Н О В И Л Дремлюга Владимир Сергеевич обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной суммы пенсии. В обоснование указал, что он был уволен из рядов Вооруженных сил 1991 году приказом Главкома Сухопутных войск № от 15.11.1991г., а исключен из списков части 23.12.1991 году с должности «начальник штаба – заместитель командира артиллерийского дивизиона» с должностным окладом – 1120 рублей без учета стоимости взамен продовольственного пайка (запись в расчетной книжке на 01.01.1992 г.). На основании приложения № к приказу МО РФ № от 27.01.1993г. с 01.01.1993 года пенсию истцу необходимо было исчислять из вновь установленных с 01.01.1993 года должностных окладов, а данный приказ был издан на основании Постановления Правительства № от 27.01.1993г. Размер оклада должен быть – 18000 рублей и процентная надбавка не 25%, а 35%. Работники же ВК РА выплату пенсии за январь 1993 года произвели в заниженном размере – путем удвоения декабрьской пенсии 1992 года. Сумма задолженности по данному пункту, с учетом индексов цен и услуг, составила – 5571,01 рубль. С вступлением в силу Закона 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.., и их семей» на основании ст.43 данного Закона пенсии должны исчисляться из денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и, на основании этого, должностной оклад с 01.01.1993г. «Заместитель командира батальона» равен 18000 руб., истцу же установили должностной оклад, соответствующий 6 тарифному разряду, из которого происходило исчисление пенсии до 01.01.1998 года. С 01.01.1998 года истцу был установлен соответствующий, правильный должностной оклад, работниками ВК РА в добровольном порядке. Однако, признав допущенную ошибку в определении должностного оклада, установив правильный его размер, расчет и выплату образовавшейся задолженности за прошлое время с 01.01.1993г. по 31.12.1997г. (60 месяцев) работники ВК РА не произвели. В таблицах к Указаниям Глав ФЭУ МО РФ № от 25.02.1993 года в приложении №, а должностные оклады работники ВК РА определяли по этим таблицам, записано: «Для занимавших до 1991 года должности заместителя командира батальона и им равные по тарификации – должностной оклад – 18000 рублей» истец эту должность занимал с 23.08.1978г. и до дня увольнения. Из-за этой ошибки, допущенной работниками ВК РА, сумма задолженности составляет – 14538,19 рублей. Работниками ВК РА была допущена ошибка при расчете пенсии за период с 01.08.2000 года, когда на основании приказа МО РФ № от 27.08.2000г. составляющую денежного довольствия для исчисления пенсии процентная надбавка за выслугу лет необходимо брать с учетом лет срочной службы (курсантской службы), и у истца она тогда составила 40%, а исчисляли пенсию до 01.12.2000г. из 35%. Задолженность на этом основании составила - 916,48 рубля. Данные расчеты произведены на основе Указаний Глав. ФЭУ МО РФ № от 17.01.2007г. и учитывают инфляционные процессы, на которые указал Верховный суд в п.13 Постановления Пленума Верховного суда от 14.02.2000г. №. А на основании ст.58 часть 2 Закона 4468-1 «Сумма пенсии неполучения пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком». В результате перечисленных ошибок, допущенных при расчете пенсии истцу, за указанный период задолженность составила: 21025,68 рублей, с учетом индексов цен и услуг. На основании изложенного истец просит суд взыскать с ВК недополученную сумму пенсии в размере – 21025, 68 рублей в пользу него - Дремлюга Владимира Сергеевича и взыскать судебные расходы в размере 890 рублей. В судебном заседании истец и его представитель поддержали свои исковые требования и просили их удовлетворить. Представитель Военного комиссариата РА иск не признал и пояснил, что пенсия истцу по линии МО назначена с 5 февраля 1992 года. Должностной оклад по последней штатной должности на день увольнения, который учитывался для исчисления пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 1121 руб. Поскольку исключался из списков части с 4 февраля 1992 года приказом командира воинской части от 23 декабря 1991 года, то соответственно у него и была произведена запись в расчетной книжке по состоянию на 1 января 1992 года. С 1 февраля 1992 года военнослужащим были установлены новые размеры должностных окладов. Так как истцу назначалась пенсия с 5 февраля 1992 года, то при назначении пенсии учитывался размер должностного оклада, установленный по его должности с 1 февраля 1992 года, о чем в листе перерасчета пенсии с 5 февраля 1992 года в разделе 7 указано, что оклад был взят на основании представленной справки в размере 2240 руб. Указом Президента РФ от 16 июля 1992 года № и приказом МО РФ от 16 июля 1992 года № был определен порядок пересчета пенсий с 1 августа 1992 года, исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих на указанную дату. Поскольку на указанную дату действовали должностные оклады, установленные по состоянию на 1 июня 1992 года, то истцу оклад при перерасчете пенсии был установлен путем увеличения в 1,8 раза оклада установленного на день его увольнения, поскольку должностные оклады у действующих военнослужащих, установленные на 1 февраля 1992 года увеличивались с 1 июня 1992 года в 1,8 раза. При данном пересчете пенсий военный комиссариат Истцу с 1 августа 1992г. был установлен оклад по должности 4030 руб. (2240*1,8=4032, с учетом существовавшего округления до 10 руб. = 4030 руб.) Постановление Правительства РФ № от 27 января 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» (далее по тексту Постановление) утверждены сетки должностных окладов военнослужащих. Этим Постановлением утверждены должностные оклады по типовым должностям – приложение 1, а тарификационные разряды установлены для прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы – приложение 2,3. Должность, которую занимал истец при увольнении в запас, в приложении 1 Постановления отсутствует, то есть такая должность является «нетиповой». Так как в постановлении Правительства РФ № от 27 января 1993 года были определены размеры должностных окладов по типовым должностям, то согласно п.2 того же Постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а так же привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Такой порядок был определен приказом МО РФ № года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты». Истцом в дело было представлено Приложение № к приказу Министра обороны от 27 января 1993 года № (далее по тексту Приложение). В соответствии с данным Приложением устанавливались тарифные разряды и соответствующие им оклады для действующих военнослужащих по должностям офицерского состава. В соответствии с данным нормативным документом был определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им должностных окладов. В примечании к Приложению было установлено, как определяется тарифный разряд. Так в примечаниях к Приложению сказано: «... 2. Тарифные разряды, устанавливаемые по конкретным должностям по состоянию на 1 января 1993 года, определяются по графе 5 таблицы настоящего приложения, исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с 1 февраля 1992 года в соответствии с приказом Главнокомандующего ОВС СНГ 1992 года № (с учетом увеличения их с 1 июня и 1 ноября 1992 года в соответствии си приказом Министра обороны РФ 1992 года 010 и 0180 соответственно в 1,8 и 1,5 раза – графы 2-4 таблицы настоящего приложения. Например, штатом воинской части по должности заместителя командира роты с 1 июня установлен оклад в размере 3600-3870 руб. в соответствии с графой 5 таблицы настоящего приложения указанной должности соответствует четвертый тарифный разряд. В штате воинской части по этой должности в графе «Должностной оклад» указывается тарифный разряд «4» и военнослужащему, занимающему эту должность с 1 января 1993 года подлежит выплате должностной оклад в размере 15500-16500 руб. При определении тарифных разрядов по должностям офицерского состава, которым в штатах установлены твердые оклады (не от минимума до максимума) следует иметь ввиду, что эти оклады в пределах соответствующей тарификации являются максимальными. В указанном порядке с 1 января 1993 года подлежат тарификации все должности, которые комплектуются лицами офицерского состава. 3. военнослужащим, назначенным на должности, по которым в соответствии с тарифными разрядами предусмотрены оклады от минимума до максимума, конкретные размеры должностных окладов (в пределах тарифного разряда) устанавливаются и изменяются (повышаются или понижаются) решениями соответствующих командиров (начальников) в зависимости от сложности, объема работы и отношении к выполнению служебных обязанностей»… Из Приложения видно, что окла<адрес> руб. по состоянию на 1 июня 1992 года (графа 3 Приложения), по графе 5 Приложения соответствовал 6 разряду, а по графе 6 Приложения должностной оклад по 6 тарифному разряду, равен 16500-17500 руб., а поскольку и 2240 руб. и 4030 руб. приближались к максимальным значениям в указанных «вилочных» окладах, то и по 6 тарифному разряду устанавливалось максимальное значение, то есть 17500 руб. Поскольку у пенсионеров «вилочных» окладов не было, а им были установлены твердые размеры должностных окладов ( в личных делах пенсионеров имелись сведения о размере должностного оклада на августовский перерасчет 1992 года, в котором были применены размеры должностных окладов по состоянию на 1 июня 1992 года, а оклады по воинским званиям на 1 августа 1992 года, то в полном соответствии с приказом МО РФ № года по размерам должностных окладов июня 1992 года были установлены размеры должностных окладов на 1 января 1993 года с применением последнего абзаца п.2 Приложения о том, что эти оклады в пределах соответствующей тарификации являются максимальными. Для пересчета пенсий в соответствии с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и по нормам нового Закона, были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с 1 февраля 1993 года на новый пенсионный Закон РФ № от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих.. .. и их семей» (далее по тексту Базовый закон). Данные Указания разработаны на основании схем окладов, установленных с 1 января 1993 года, приведенные в приказе МО РФ № года. Кроме того, для автоматизации пересчета пенсий для пенсионеров, были введены так называемые машинные коды должностей, состоящие из 4 циф<адрес> две цифры обозначали тарифный разряд, а две последующие, от01 до 10, «шаг тарифного разряда».Установление кода необходимо было для удобства перерасчета пенсии в будущем, но само по себе не означат присвоение пенсионеру тарифного разряда, поскольку законодательно тарифные разряды на тот период времени не утверждались. В соответствии с этими специальными Указаниями Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 25 февраля1993 года военный комиссариат РА пересчитал пенсии пенсионерам МО РФ. И в соответствии с таблицами пересчета (приложениями № и 3 к данным Указаниям) должностному окладу на 1 июня 1992 года, равному 4030 на 1 января 1993 года соответствовал должностной оклад, равный 17500 руб. С 01.02.1993 года истцу был установлен должностной оклад, равный 17500 руб., код должности 0610. В дальнейшем оклад истцу устанавливался путем его увеличения в соответствии с увеличением должностных окладов действующих военнослужащих, устанавливаемых постановлениями Правительства РФ. Что касается исковых требований за период с 1 августа 2000 года по 30 ноября 2000 года, то считаю их необоснованными. С 1 августа 2000 года постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года № был изменен порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. С этой даты в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет стала засчитываться в календарном исчислении военная служба в Вооруженных Силах РФ, в том числе и служба по призыву (ранее, действительная срочная служба). На основании этого Постановления был издан приказ Министра обороны от 27 августа 2000 года № (зарегистрирован в Минюсте 3 октября 2000г. №), которым была утверждена Инструкция о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При очередном пересчете пенсии с 1 декабря 2000 г. истцу была установлена процентная надбавка за выслугу лет в размере 35%. Поэтому, перерасчет ранее назначенной пенсии истцу произведен правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для доплаты какой-либо задолженности не имеется. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям: Как видно из материалов пенсионного дела Дремлюга В.С. в 1991 году был уволен из рядов Вооруженных Сил с должности заместителя командира артиллерийского дивизиона в звании майора с выслугой свыше 24 лет и исключен из списков части 23.12.1991 года. Дремлюга В.С. с 4.02.1992 года была назначена пенсия из расчета его должностного оклада на момент увольнения в размере 2240 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 27.01.1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» и изданного на его основании Приказа Министра обороны РФ № от 1993 года, истцу при перерасчете пенсии был установлен который должен был производиться с 1 января 1993 года, был установлен оклад по воинской должности в размере 17500 рублей, оклад по воинскому званию в размере 7000 рублей \ звание майор\ и соответственно начислен процент за выслугу лет в размере 8575 рублей. Дремлюга В.С. считает, что ему за январь-месяц 1993 года, недоплатили пенсию в размере 5571 руб.01 копеек. Согласно п.2 ст.58 Закона РФ № от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Из пенсионного дела истца видно, что к истцу для перерасчета пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены только с 1.02.1993 года, а с января 1993 года установленный размер пенсии истцу был увеличен в два раза, в связи с чем пенсия истцу была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами. Согласно указанных расчетов, Дремлюга В.С. была положена к выплате пенсия в январе-месяце 1993 года в размере 17533 рубля 13 копеек, а была выплачена пенсия в размере 13654 рубля 89 копеек, что подтверждается также справкой военкомата РА. Недоплата за январь месяц 1993 года, с учетом деноминации, в осовремененных суммах, составила 3 рубля 88 копеек, с учетом индексации на настоящее время, сумма задолженности по пенсии за этот период составила 4804 рубля 69 копеек, которую суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца. С 1 августа 2000 года, на основании Постановления Правительства РФ № от 14.07.2000 года и Приказа МО № от 27 августа 2000 года, с 1 августа 2000 года составляющая денежного довольствия – процентная надбавка за выслугу лет была повышена и у истца Дремлюга В.С.она стала 35%. Однако данное увеличение работники военкомата применили к истцу с 1 декабря 2000 года, с опозданием на 4 месяца. В результате, образовалась задолженность за период с 1 августа 2000 года по 30.11.2000 года в размере 151 рубль 32 копейки, которая с учетом индексации по настоящее время составила сумму в 553 рубля 66 копеек и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ с учетом того, что иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию понесенные судебные расходы за оформление доверенности в размере 200 рублей. Доказательств каких-либо иных судебных расходов, кроме затрат на оформление доверенности, истцом суду не представлено. Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Дремлюга Владимира Сергеевича удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Дремлюга Владимира Сергеевича сумму недополученной пенсии за январь 1993 года с индексацией в размере 4804 рубля 69 коп. Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Дремлюга Владимира Сергеевича сумму недополученной пенсии за период с 1 августа 2000 года по 30.11.2000 года с индексацией в размере 553 рубля 66 копеек. В остальной части исковых требований Дремлюга Владимира Сергеевича отказать. Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Дремлюга Владимира Сергеевича судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение 10 суток. <данные изъяты> Председательствующий: подпись: Нехай Р.М. <данные изъяты> <данные изъяты>