о признании бездействия незаконным



К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе

председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,

при секретаре Сорокиной А.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> – Гук С.В.,

представителей заинтересованных лиц:

государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» – Басниевой Л.П. (по доверенности),

представителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – Матыжева Х.А. (по доверенности),

представителя МО «Гиагинское сельское поселение» - Михайленко Я.В. (по доверенности)

представителя ОГИБДД отдела МВД России по <адрес> – Путилина К.Л. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» по не принятию мер по организации светофорного регулирования движения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Майкопский городской суд с иском к ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» и ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» о признании незаконным бездействия и обязании обеспечения светофорного регулирования движения на перекрестке улиц Ленина-Островского в ст. Гиагинской. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка обращения по вопросу не функционирования светофора, расположенного на перекрестке <адрес> ст. Гиагинской.

В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на перекрестке <адрес> в ст. Гиагинской вышел из строя контроллер управления работы светофорного объекта, из-за чего указанный светофор перестал функционировать.

Установлено, что вышеуказанный перекресток находится на автомобильных дорогах республиканского значения общего пользования «Белореченск - Гиагинская - Дружба» и «Майкоп - Гиагинская - Псебай -Зеленчукская - Карачаевск», и находящихся на праве оперативного управления у Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея».

На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации -Р от ДД.ММ.ГГГГ указанный светофорный объект закреплен на праве хозяйственного ведения в ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ».

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» реорганизовано в форме присоединения к нему его дочерних государственных унитарных предприятий.

Согласно письму директора филиала ГОССМЭП МВД в РА от ДД.ММ.ГГГГ , светофорный объект, расположенный на перекрестке улиц <адрес> в ст. Гиагинской, находится на балансе данного предприятия.

Считает, что для обеспечения безопасности дорожного движения в ст. Гиагинской на дорогах республиканского значения ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» необходимо принять меры для возобновления регулирования движения на указанном перекрестке светофорным объектом. Для чего ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» необходимо подготовить документы о передаче данного светофорного объекта в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Однако, до настоящего времени ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» передача данных документов не осуществлена.

Непринятие надлежащих мер по возобновлению работы светофорного объекта создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что в свою очередь привело к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий на указанном перекрестке, в том числе, с тяжкими последствиями. Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на данном перекрестке произошло 5 дорожно-транспортных происшествий.

В результате бездействия ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» и ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» нарушаются права граждан на безопасное дорожное движение в ст. Гиагинской.

Просил признать бездействие ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ», выраженное в не передаче светофорного объекта, расположенного на перекрестке <адрес> в ст. Гиагинской незаконным; признать бездействие ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» в части непринятия мер по возобновлению регулирования движения на перекрестке <адрес> ст. Гиагинской незаконным, и обязать ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» и ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» принять необходимые меры к возобновлению светофорного регулирования движения на перекрестке <адрес> в ст. Гиагинской, Республики Адыгея.

В ходе судебного разбирательства прокурор от требований к ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» отказался, заявленные требования уточнил и просил признать бездействие государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» незаконным и обязать государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ светофорное регулирование движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке улиц <адрес> в ст. Гиагинской, <адрес> Республики Адыгея.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители МО «Гиагинское сельское поселение» и ОГИБДД отдела МВД России по <адрес> требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представители государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» и Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям с требованиями прокурора не согласились, просили в их удовлетворении отказать.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на перекрестке улиц <адрес> в ст. Гиагинской расположен светофорный объект. Указанный перекресток является пересечением автомобильных дорог республиканского значения общего пользования: «Белореченск - Гиагинская - Дружба» и «Майкоп - Гиагинская - Псебай -Зеленчукская - Карачаевск», закрепленных на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея».

ДД.ММ.ГГГГ, в результате скачков напряжения в подводящей сети, вышел из строя контроллер управления работы данного светофора. ДД.ММ.ГГГГ данный светофорный объект был отключен.

До ДД.ММ.ГГГГ года указанный светофор находился на обслуживании у ФГУП «ГОССМЭП МВД РФ» на основании договора на обслуживание светофорного объекта, заключенного с МО «Гиагинское сельское поселение».

На ДД.ММ.ГГГГ год договор на обслуживание указанного светофора не заключался.

В соответствии со ст.ст. 3, 5 Федерального закон «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется
посредством осуществления деятельности по организации дорожного
движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по
безопасности дорожного движения.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения;

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как видно из представленных доказательств, на момент поломки указанный светофорный объект являлся федеральной собственностью и находился в хозяйственном ведении ФГУП «ГОССМЭП МВД России».

Распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ -р из федеральной собственности в собственность Республики Адыгея было передано имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве хозяйственного за федеральным государственным унитарным предприятием «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации». Передаваемое имущество состоит из 62 светофорных объектов, включая и светофор, расположенный в ст. Гиагинской, по <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение с перечнем передаваемого имущества и актом приема-передачи направлено и.о. премьер-министра Республики Адыгея.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и.о. начальника ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» согласовывает передачу в оперативное пользование 5-ти светофорных объектов, указанных в распоряжении ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , включая расположенный в ст. Гиагинской, на пересечении улиц Ленина-Островского.

Таким образом, на момент рассмотрения дела, указанный светофорный объект передан в установленном порядке из федеральной собственности в собственность Республики Адыгея.

Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованных лиц, и как видно из представленных доказательств, указанный светофор расположен на перекрестке автомобильных дорог республиканского значения общего пользования: «Белореченск - Гиагинская - Дружба» и «Майкоп - Гиагинская - Псебай -Зеленчукская - Карачаевск», закрепленных на праве оперативного управления за ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея».

В силу ч. 2 ст. 15 закона о дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

На основании ст. 33 закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При таких обстоятельствах, учитывая, что данный светофорный объект находится на пересечении автомобильных дорог республиканского значения, и данное обстоятельство не оспаривается участвующими в деле лицами, а также учитывая факт передачи указанного светофорного объекта из федеральной собственности в собственность Республики Адыгея, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ремонту и возобновлению светофорного регулирования на данном перекрестке должна быть возложена на владельца данных дорог (уполномоченный им орган в сфере дорожной деятельности).

В соответствии с Положением о министерстве строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 179) министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в области строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Названным Положением к числу основных задач министерства относится:

- разработка и реализация государственной политики в области строительства, транспорта, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

- разработка механизмов увеличения объемов и повышения безопасности строительства, создания благоприятных условий для функционирования транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;

- осуществление координации и контроль деятельности комитетов, управлений и служб в сфере строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

При этом, к числу функций министерства относится:

- разработка для Кабинета Министров Республики Адыгея предложений по перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея на указанные цели.

Приложением 2 к названному постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 179 утвержден перечень подведомственных министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея организаций, в число которых, в соответствии с п. 3, входит государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор".

В соответствии с Положением о государственном учреждении Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор» основными задачами учреждения являются: развитие и совершенствование автомобильных дорог и повышения их транспортно-эксплуатационного состояния, а также обеспечение безопасности и комфортности движения автотранспорта на автомобильных дорогах.

При этом, Положением также определено, что Учреждение управляет закрепленной за ним сетью автомобильных дорог и в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:

- заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- организация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что светофорный объект на перекрестке улиц Ленина-Островского в ст. Гиагинской находится на пересечении автомобильных дорог республиканского значения, закрепленных за государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», то обязанность по возобновлению светофорного регулирования движения на данном перекрестке должна быть возложена на названное учреждение.

Возражая против доводов прокурора, представители учреждения и Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям указывают на то обстоятельство, что поскольку оформление передачи данного светофора из федеральной собственности в республиканскую окончательно не оформлено, в частности не подписан акт приема-передачи светофоров, не передана техническая документация на светофоры, то учреждение не вправе возобновлять светофорное регулирование движение на данном перекрестке.

Между тем, суд считает указанный довод несостоятельным, поскольку, во-первых, данные светофоры переданы из федеральной собственности в рамках разграничения имущества между публичными собственниками и оснований для отказа в принятии данного имущества в республиканскую собственность не имеется (что подтвердили в судебном заседании и представители Комитета и учреждения).

Во-вторых, не подписание на момент рассмотрения настоящего дела акта приема-передачи светофорных объектов, не препятствует оформлению республиканской собственности на них, поскольку в соответствии с абз. 24 -26 части 11 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в том случае если при передаче имущества от одного публичного собственника другому передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества в установленный срок, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

В-третьих, учитывая, что в силу ст.ст. 2, 18 Конституции Российской федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а в силу ст. 3 Федерального закон «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, то отсутствие технической документации на переданные светофоры (которые по своей сути не являются сложными техническими изделиями), а равно отсутствие окончательного оформления их передачи, не являются основанием для непринятия мер по организации светофорного регулирования на указанном перекрестке.

Притом, что как следует из справки ОГИБДД отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за период отключения светофора на данном перекрестке произошло 8 дорожно-транспортных происшествий, из них одно со смертельным исходом, а интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений на названном перекрестке обуславливает функционирование на нем светофорного объекта.

При этом, оценив представленные доказательства, суд считает, что со стороны государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» отсутствовало бездействие в части непринятия мер по организации светофорного регулирования движения на названном перекрестке, но, исходя из установленных обстоятельств дела, на учреждение должна быть возложена обязанность обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ светофорное регулирование движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке улиц Ленина – Островского в ст. Гиагинской, <адрес> Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ светофорное регулирование движения транспортных и пешеходных потоков на перекрестке улиц <адрес> в <адрес> Республики Адыгея.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> Республики Адыгея о признании бездействия государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея» незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Г.А. Зубков